Министерство труда и социальной защиты Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

 

 

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

"Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи. Критерии нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи. Методические материалы"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://mintrud.cap.ru/

1. Общие положения

 

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5 плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р.

Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие термины:

- "дети целевой группы" - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;

- "дети группы риска" - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;

- "ранняя помощь" - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;

- "программа ранней помощи" - программа, направленная на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

- "индивидуальная программа ранней помощи" - программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи. Индивидуальная программа ранней помощи формируется на бумажном носителе или в форме электронного документа междисциплинарной командой специалистов ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

- "междисциплинарная команда специалистов" - группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. В междисциплинарную команду могут входить специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и другие специалисты;

- "специалист в сфере ранней помощи" - специалист, имеющий высшее образование в области дошкольной или специальной педагогики или психологии детей раннего возраста, а также дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации "Ранняя помощь";

- естественные (для ребенка) жизненные ситуации - жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников;

Междисциплинарная команда специалистов в процессе работы должна осуществить комплекс профессиональных действий, направленных на:

- оценку соответствия состояния ребенка критериям составления ИПРП;

- мониторинг развития ребенка группы риска;

- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

- разработку, реализацию ИПРП и оценку ее эффективности;

- консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с поддержкой развития и адаптации ребенка.

Формирование перечня услуг ранней помощи в регионе предлагается строить исходя из необходимости обеспечения комплексных потребностей ребенка и семьи с учетом базовых (отраслевых) перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в сфере здравоохранения, социальной защиты и образования, посредством выявления детей целевой группы на основе проведения скринингов, профилактических медицинских осмотров, включения ребенка и семьи в программу ранней помощи, предоставления информации о доступных услугах ранней помощи с учетом разработанных критериев включения в программу ранней помощи, координации и содействия в получении услуг ранней помощи, необходимых ребенку и семье, информирования об имеющихся в регионе соответствующих ресурсах, оценки развития ребенка и факторов, влияющих на его развитие в различных сферах.

Выявление детей целевой группы в возрасте до 3 лет осуществляется в следующих организациях и учреждениях:

- организациях здравоохранения (включая женские консультации, организациях родовспоможения [в соответствии с Методическими рекомендациями по профилактике отказов от новорожденных, разработанных Минздравом России, 2014], стационары, детские поликлиники [Приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 N 28 "Об организации деятельности врача-педиатра участкового"]);

- организациях системы социальной защиты (социальные службы, центры помощи ребенку и семье), органы опеки и попечительства;

- организациях системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии);

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. N 481]).

1.2. Родители (законные представители) детей в возрасте до 3 лет могут первично обратиться в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и/или адаптации.

 

2. Критерии для определения нуждаемости детей и их семей в получении услуг ранней помощи

2.1. Критерии для отнесения ребенка к целевой группе с целью направления в раннюю помощь.

 

2.1.1. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет имеет статус "ребенок-инвалид", подтвержденный действующей справкой об установлении категории "ребенок-инвалид", выданной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) (Приложение п. 1.1).

2.1.2. У ребенка в возрасте от рождения до трех лет выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к стойким нарушениям функций организма, задержка развития. Факт наличия нарушения функции(й), заболевания, задержки развития подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений", (Приложение п. 1.2).

2.1.3. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, воспитывается в государственном (муниципальном) учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.4. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.

2.1.5. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссией.

(на основании Ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России N 1082 "Об утверждении положения о ПМПК" от 20.09.2013 (Приложение 1, п. 1.5).

2.1.6. Заявление родителей, поданное в службу ранней помощи в связи с обеспокоенностью его развитием, трудностями поведения и адаптации в возрасте до 3-х лет.

2.2. Критерии для включения ребенка и семьи в число получателей услуг ранней помощи 

2.2.1. Наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничения жизнедеятельности, подтвержденного документами, указанными в п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.5.

2.2.2. Наличие у ребенка в возрасте до 3 лет ограничения жизнедеятельности, подтвержденного заключением междисциплинарного консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи на основании результатов первичного приема, проведенного по самостоятельному обращению родителей (законных представителей).

В состав междисциплинарного консилиума входят специалисты подразделения/организации, предоставляющей услуги ранней помощи. Основание: Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Приложение п. 2.1).

Для организации адаптации и включения в жизнь общества детей целевой группы в возрасте после 3 лет, которые не могут быть включены в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии), возможно предусмотреть продолжение оказания услуг ранней помощи в необходимом объеме до 7 - 8-летнего возраста.

2.2.3. Ребенку в возрасте после 3, но не старше 7 - 8 лет, предоставление услуг ранней помощи может быть продлено на период до 6 месяцев при начале посещения образовательной организации с целью обеспечения преемственности сопровождения ребенка и семьи.

Основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, выданное в соответствии со Ст. 2, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России N 1082 "Об утверждении положения о ПМПК от 20.09.2013", Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Приложение п. 2.3).

2.2.4. Ребенок в возрасте от 3 до 7 - 8 лет, который не может быть включен в полном объеме в систему получения образовательных услуг может продолжать получать услуги ранней помощи в необходимом объеме до 7 - 8-летнего возраста.

2.2.5. Для организации адаптации и включения в жизнь общества детей целевой группы в возрасте после 3 лет, которые не могут быть включены в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии), возможно предусмотреть продолжение оказания услуг ранней помощи в необходимом объеме до 7 - 8-летнего возраста.

Основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи должно быть заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии).

 

 

Приложение

 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ

КРИТЕРИЕВ НУЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ СЕМЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ УСЛУГ

РАННЕЙ ПОМОЩИ

 

 

1. Критерии для отнесения ребенка к целевой группе с целью направления в раннюю помощь

 

Критерии для отнесения ребенка к целевой группе/группе риска

Организации, учреждения, ответственные за выявление и направление в раннюю помощь

Документы, подтверждающие нуждаемость в услугах ранней помощи

1.1.

Установленная категория "ребенок-инвалид"

Учреждения МСЭ

Действующая справка об установлении категории "ребенок-инвалид", выданная учреждением медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

1.2.

Наличие задержки развития или нарушений функций организма (психических функций, сенсорных функций, функций голоса и речи, нейромышечных, скелетных и связанных с подвижностью функций), задержки развития (в сферах научения, контроля своего поведения, общения, подвижности, самообслуживания, социального взаимодействия), а также наличия заболевания, которое приводит к перечисленным выше нарушениям или задержке развития.

Организации здравоохранения

Справка, выданная медицинской организацией с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуг ранней помощи.

1.3.

Ребенок отнесен к группе социального риска - категория "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"

Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи.

1.4.

Ребенок отнесен к группе социального риска по факту нахождения семьи и ребенка в трудной жизненной ситуации

Организации социального обслуживания, помощи семье и детям, органы опеки и попечительства

Заключение организации, выявившей социально-опасное положение ребенка и семьи с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи.

1.5.

Наличие ограниченных возможностей здоровья

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией обращения в организацию, предоставляющую услуг ранней помощи.

1.6.

Заявление родителей (законных представителей) поданное в службу ранней помощи в связи с обеспокоенностью его развитием, трудностями поведения и адаптации в возрасте до 3-х лет

Самостоятельное обращение родителей (законных представителей) в подразделение/организацию, предоставляющую услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии)

2. Детализация критериев для определения нуждаемости ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках Индивидуальной программы ранней помощи

 

Критерии для определения нуждаемости ребенка в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП

Организации, учреждения, ответственные за выявление критерия нуждаемости

Документы, подтверждающие нуждаемость в услугах ранней помощи

2.1.

Ребенок в возрасте от рождения до 3 лет имеющий ограничение жизнедеятельности

Организация, предоставляющая услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума подразделения/организации, предоставляющей услуги ранней помощи составленное в рамках первичного приема на основании оценочных процедур и представленных документов (из п.п. 1.1, 1.2, 1.5 настоящего приложения)

2.2.

Ребенок в возрасте после 3, но не старше 7 - 8 лет, предоставление услуг ранней помощи может быть продлено на период до 6 месяцев при начале посещения образовательной организации с целью обеспечения преемственности сопровождения ребенка и семьи.

Организация, предоставляющая услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии)

Или

Психолого-медико-педагогическая комиссия

2.3.

Ребенок, целевой группы в возрасте после 3 до 7 - 8 лет, который не может быть включен в полном объеме в систему получения образовательных услуг (в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии)

Организация, предоставляющая услуги ранней помощи

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (междисциплинарного консилиума специалистов подразделения, предоставляющего услуги ранней помощи или заключение психолого-медико-педагогической комиссии)

или

Психолого-медико-педагогическая комиссия

 

Основные нормативные правовые акты для использования при организации ранней помощи:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ст. 1), (Приложение п. 1.3);

2. Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" (Приложение п. 1.4).

3. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об опеке и попечительстве".

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Минобрнауки России N 1082 "Об утверждении положения о ПМПК" от 20.09.2013, ст. 2 (Приложение 1, п. 1.5).

5. Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (Приложение п. 2.1).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2016 N 2723-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года".

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика