Информация
о результатах мониторинга правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в области занятости населения, проведенного Государственной службой занятости населения Чувашской Республики в 2012 году
Государственной службой занятости населения Чувашской Республики (далее также – Служба) в 2012 году осуществлялся мониторинг правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. № 634 «Об организации мониторинга правоприменения в Чувашской Республике» и планом мониторинга правоприменения законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики на 2012 год (приложение № 1), утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 мая 2012 г. № 259-р.
Нормативные акты и их положения, мониторинг правоприменительной практики по которым проводился:
1. Закон Чувашской Республики от 25.11.2011 № 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике»;
2. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2011 № 362 «О государственной программе Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012 – 2020 годы»;
3. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.01.2012 № 3 «Об утверждении правил, порядков и условий предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия по содействию занятости населения».
Методика сбора правоприменительной практики
Специалистами Службы во втором полугодии 2012 года исследовалось нормативное правоприменение в области занятости населения. В целях изучения юридической техники правовых актов и возможных проблем при осуществлении правоприменении был произведён сбор и анализ норм законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, Чувашской Республики и иных субъектов Российской Федерации. Тип нормативных правовых актов: закон, постановление, приказ. Также был произведен поиск, обобщение и анализ правоприменительной практики судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, опубликованной на официальных сайтах органов судебной власти.
Проблемы, выявленные в ходе мониторинга правоприменительной практики и пути их решения.
1. Законодательство Чувашской Республики в области трудоустройства инвалидов состоит из Закона Чувашской Республики от 25.11.2011 № 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике» и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, принятых в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральном законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Чувашской Республики от 25.11.2011
№ 68 «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике» (далее – Закон), Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 24.02.2012 № 64 «Об определении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на 2012 год», которым установлены квоты на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и для общероссийских организаций, имеющих филиалы в Чувашской Республике (например – филиалы ФГУП «Почта России).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. Согласно пункту 3 той же статьи минимальное количество специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации ежегодно определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики. Аналогичные нормы также содержатся в пункте 2 статьи 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанный Федеральный закон также предусматривает установление квот и создание специальных рабочих мест для труда инвалидов именно организациями.
Исходя из положений пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, то есть не являются организациями.
Также законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов не отвечает требованиям специального законодательства, например, Федеральным законом «О полиции», «О следственном комитете Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и т.п., устанавливающим определенные ограничения, в том числе по состоянию здоровья, при поступлении на государственную службу.
Возможными вариантами нормативного правового регулирования выявленных пробелов законодательства могут являться:
замена в Законе понятия «организация» понятием «работодатель»;
исключение из статьи 1 Закона понятия «невыполнение квоты», как неиспользуемого в тексте Закона, и дополнение понятием «выполнение квоты», предусматривающим не только создание либо выделение рабочего места для трудоустройства инвалида, но и непосредственно само его трудоустройство;
дополнение Закона обязанностью работодателя по резервированию рабочих мест (должностей) в пределах установленной квоты с целью последующего приема на них инвалидов;
внесение изменений в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающих возможность исключения обязанностей по квотированию рабочих мест для инвалидов для организаций, созданных специальными федеральными законами.
2. В ходе проведения мониторинга правоприменения постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2011 № 362 «О государственной программе Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012 – 2020 годы», специалистами Службы оснований для изменения или признания утратившим силу данного постановления не выявлено.
3. В ходе проведения мониторинга правоприменения постановления Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.01.2012 № 3 «Об утверждении правил, порядков и условий предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на мероприятия по содействию занятости населения», специалистами Службы оснований для изменения или признания утратившим силу данного постановления не выявлено.