Министерство труда и социальной защиты Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

 

 

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Вопрос №3

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://mintrud.cap.ru/

Тезисы выступления Руководителя Госслужбы занятости Чувашии С.П. Димитриева на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики

22 января 2014 г., начало в 10-00 часов, (г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.10, 14 этаж, зал заседаний)

 

 

Об отчете о деятельности Государственной службы занятости населения Чувашской Республики

 

Слайд 1.

 

Уважаемый Глава Чувашской Республики!

 

Уважаемые участники заседания!

 

Госслужба занятости Чувашии является уполномоченным органом исполнительной власти, который разрабатывает и реализует мероприятия по содействию занятости населения, организует в соответствии с Федеральным Законом о занятости населения деятельность по оказанию 12 государственных услуг, осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ряд других полномочий и функций в области занятости населения.

В структуру органов службы занятости республики также входят 22 центра занятости населения в городах и районах Учебно-методический центр «Аспект».

 

Слайд 2.

В 2010 - 2013 годах на реализацию в Чувашской Республике мероприятий в области содействия занятости населения направлено 3 млрд 236,3 млн рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 2 млрд 738,4 млн рублей (84,6%), республиканского бюджета Чувашской Республики – 497,9 млн рублей (15,4%).

Применяется программно-целевой метод планирования 100%-ое расходование бюджетных средств в рамках государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012-2020 годы. Осуществляется еженедельный мониторинг использования бюджетных средств.

Из общего объема средств, выделенных на реализацию программных мероприятий в области содействия занятости населения, 864 млн рублей направлено на снижение напряженности на рынке труда республики в кризисный период. Своевременная организация финансирования позволила занять людей оплачиваемыми общественными работами, сохранить рабочие места на предприятиях, привлечь незанятых граждан к предпринимательской деятельности, организовать стажировку выпускников по полученным профессиям, что в целом позволило не допустить социальной напряженности в республике.

В связи с передачей с 1 января 2012 года части полномочий на региональный уровень финансирование мероприятий по содействию занятости населения, обеспечения деятельности органов службы занятости осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Наделение указанными полномочиями субъектов Российской Федерации не повлияло на качество и объемы оказания государственных услуг. В соответствии с условиями передачи в республике сохранены все мероприятия, ранее финансируемые из федерального бюджета.

В 2012 - 2013 годах на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения направлено из республиканского бюджета Чувашской Республики 439,1 млн рублей.

Органы службы занятости населения Чувашской Республики также продолжают реализацию полномочий Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам, финансовое обеспечение которого производится за счет субвенции из федерального бюджета. На осуществление социальных выплат в 2010-2013 годах направлено 1 млрд 521,1 млн рублей.

В рейтинге среди 25 главных распорядителей по качеству финансового менеджмента в 2011 году Служба занимала 9 место, 2012 году – 6 место, первом полугодии 2013 года – 5 место.

Кроме того, благодаря эффективной реализации программных мероприятий за 2011-2013 годы сэкономлено 210,3 млн рублей бюджетных средств, в том числе 2011 году – 61,3 млн рублей, 2012 году – 137,2 млн рублей, 2013 году – 11,8 млн рублей в результате снижения численности безработных более высокими темпами, чем прогнозировалось. Дополнительный эффект: от трудоустроенных граждан поступают налоги в бюджет, а от организаций - отчисления во внебюджетные фонды.

 

Слайд 3.

Участниками мероприятий в области содействия занятости населения в 2010-2013 годах стали 442 тыс. человек (из них 61,0 тыс. человек – участники антикризисных мероприятий), в том числе в 2010 году – 158,6 тыс. человек (47,3 тыс. человек), 2011 году – 113,7 тыс. человек (13,7 тыс. человек), 2012 году – 85,5 тыс. человек, 2013 году – 84,2 тыс. человек.

 

Слайд 4.

Основная задача органов службы занятости – обеспечение трудоустройства населения, временно оставшегося без работы. За указанный период при содействии органов службы занятости населения республики нашли работу 179 тыс. человек, в том числе в 2010 году - 49,6 тыс. человек или 68,8% от численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, 2011 году - 44,3 тыс. человек (74,7%), 2012 году – 42,9 тыс. человек (82,1%), 2013 году – 42,2 тыс. человек (82,4%). Наиболее высокий уровень трудоустройства (более 90% обратившихся) отмечается в Козловском, Красночетайском, Шумерлинском, Ядринском и Яльчикском районах; ниже, чем по среднем по республике – в городах Канаш, Новочебоксарск и Чебоксары.

В соответствии с государственной программой мы ежегодно планируем трудоустройство на менее 41800 человек. Темп снижения численности трудоустроенных в 2012 году в Чувашии в 4,4 раза меньше по сравнению с Российской Федерацией и 3 раза - Приволжским федеральным округом.

По достигнутому уровню трудоустройства в 2012 году (82,1%) Чувашия заняла 3 место среди субъектов Российской Федерации, в первом полугодии 2013 года – 2 место среди субъектов Российской Федерации (по Российской Федерации – 62,8%).

 

Слайд 5.

В 2010–2013 годах на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям органами службы занятости населения республики направлено 16578 безработных граждан, в том числе в 2010 году – 5286 человек, 2011 году – 4182 человека, 2012 году – 3756 человек, 2013 году – 3354 человека. Завершили обучение в указанный период 16188 человек, в том числе в 2010 году – 5033 человека, 2011 году – 4182 человека, 2012 году – 3614 человек, 2013 году – 3359 человек.

По достигнутому значению показателя «доля приступивших к профессиональному обучению в общей численности безработных граждан в первом полугодии 2013 года» Чувашская Республика (14,2%) заняла 2 место среди субъектов Российской Федерации (6,8%). Основным критерием оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан является показатель трудоустройства после завершения профессионального обучения. В Чувашской Республике после завершения профессионального обучения в первом полугодии 2013 года повторно признано безработными лишь 1,4% граждан (в Российской Федерации – 6,6%). По итогам 2013 года планируем попасть в десятку лучших субъектов (в I полугодии – 14-15 место). Практически нет повторно обратившихся после обучения в Урмарском, Батыревском, Цивильском районах, городах Канаш и Чебоксары, в то же время в Янтиковском районе по итогам первого полугодия их доля составила 11,8%, Мариинско-Посадском – 2,7%.

Из числа повторно признанных безработными (21 человек) граждане, которые организовали самозанятость за счет предоставляемых субсидий в размере 58,8 тыс. рублей, составляют 29% (6 человек), 19% - женщины, оформившие декретный отпуск (4 человека), 5% - граждане предпенсионного возраста, претендующие на досрочную пенсию (1 человек), 47% – в целях трудоустройства (10 человек).

В 2013 году в целях поддержки предпринимательского сообщества и работодателей органами службы занятости населения республики организовано профессиональное обучение граждан по двум новым направлениям:

опере­жающее профес­сио­наль­­ное обучение работников организаций производственной сферы, осуществляющих модернизацию и техническое перевооружение производства в соответствии с инвестиционными проектами (обучено 303 человека, в том числе 109 работников ОАО «Промтрактор» и 194 работника ООО «Промтрактор-Промлит»);

профессиональное обучение незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность (обучено 14 пенсионеров).

Кроме того, численность женщин, осуществляющих уход за детьми в возрасте до трех лет, направленных на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования за счет экономии средств по результатам конкурсных процедур, увеличена с первоначально запланированных 350 человек до 427 человек. Актуальность реализации данного мероприятия продиктована задачами, поставленными Правительством Чува­шии по реализации майских Указов Прези­дента Российской Фе­дера­ции В.В. Путина от 7 мая 2012 года, в том числе №597 «О мероприятиях по реали­зации государственной социальной политики» и №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

 

Слайд 6.

В рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации в Чувашской Республике также реализуется комплекс мер по содействию занятости инвалидов. Всего за 2010-2013 годы в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы обратилось 9473 инвалида (в 2010 г. – 2844 человек, 2011г. - 2748 человек, 2012 г. – 2342 человека, 2013 г. – 1539 человек), из которых 4982 человека (в 2010 г. – 1102 человека, 2011 г. - 1377 человек, 2012 г. – 1465 человек, 2013 г. – 1038 человек) трудоустроено (52,6%). По итогам 2010 года уровень трудоустройства инвалидов в Чувашии составил 38,8%, 2011 года – 50,1%, 2012 года – 62,6%, 2013 года – 64,7%. В первом полугодии 2013 года по данному показателю Чувашская Республика занимала 5 место (в среднем по Российской Федерации в первом полугодии 2013 года уровень трудоустройства инвалидов составлял 37,3%).

 

Слайд 7.

Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов в рамках Закона Чувашской Республики «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике» на 1 января 2014 года составило 88,4% (на 1 января 2011 года – 64,7%, на 1 января 2012 года – 73,8%, на 1 января 2013 года – 86,6%). По итогам 2013 года в 9 муниципальных образованиях квота по трудоустройству инвалидов выполнена на 100%, среди них Аликовский, Козловский, Мариинско-Посадский районы, г. Шумерля и другие. Ниже среднереспубликанского показателя процент выполнения квоты в Вурнарском (81,8%), Ибресинском (73,7%) и Янтиковском (66,7%) районах.

Благодаря эффективной реализации мероприятий в области содействия занятости населения, в том числе дополнительных антикризисных мероприятий в рамках республиканских целевых программ, уже к концу 2011 года основные показатели рынка труда республики вышли на докризисный уровень и сохраняют тенденцию к улучшению.

 

Слайд 8.

Численность безработных граждан уменьшилась с 21,3 тыс. человек на начало 2010 года до 4,8 тыс. на начало 2014 года (в 4,4 раза). Среди субъектов Российской Федерации по темпам снижения численности зарегистрированных безработных граждан Чувашия была на 1 месте по итогам 2011 года, на 7 месте – по итогам 2012 года. Среди муниципальных образований наибольшее снижение численности безработных достигнуто в Шумерлинском районе (10,2 раза), г. Новочебоксарск (7,9 раза), г. Алатырь (5,5 раза), Янтиковском районе (5,2 раза), Ядринском районе (4,9 раза), г. Шумерля (4,8 раза), г. Чебоксары (4,5 раза).

Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился с 3,1% на начало 2010 года до 0,7% на начало 2014 года. Это третий показатель среди субъектов Приволжского федерального округа (1 января 2010 года – на 10 месте).

Коэффициент напряженности рынка труда уменьшился с 8,3 единицы на начало 2010 года до 0,3 единицы на начало 2014 года, т.е. на каждого соискателя приходилось более 3 вакансий. На сегодняшний день самые низкие показатели напряженности рынка труда отмечаются в г. Новочебоксарск (0,12 единицы), Урмарском (0,21 единицы), Красночетайском (0,25 единицы); наиболее высокие – в Алатырском (0,89 единицы), Ибресинском (0,68 единицы), Порецком (0,55 единицы).

Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, снизился с 9,2% в среднем за 2010 год до 5,7% в среднем за 2013 год (по предварительным данным Чувашстата). Распоряжением Правительства Российской Федерации, подписанным Д.Медведевым от 15 марта 2013 года, целевое значение данного показателя на 2013 год было установлено на уровне 5,8%.

Органы службы занятости населения Чувашии осуществляют свою работу в постоянном взаимодействии с иными государственными органами, профессиональными союзами, другими общественными организациями, что способствует повышению эффективности, открытости и прозрачности деятельности в области содействия занятости.

Вопросы содействия занятости населения регулярно обсуждаются на заседаниях и круглых столах Общественной палаты Чувашской Республики. В 2013 году совместно рассмотрены такие актуальные вопросы, как содействие занятости инвалидов и создание для женщин условий для совмещения ухода за детьми в возрасте до трех лет с трудовой деятельностью.

На заседании Республиканской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в ноябре 2013 года рассмотрен вопрос «О ситуации на рынке труда и проблемах обеспечения кадрами отраслей экономики».

Органами службы занятости населения республики заключены Соглашения о сотрудничестве по вопросам занятости населения и обеспечения дополнительных гарантий при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии, Главным бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии и другими организациями.

Совместно с Минобразования Чувашии, Минстроем Чувашии, Минсельхозом Чувашии и Минэкономразвития Чувашии Госслужба занятости Чувашии ежегодно проводит массовые республиканские акции профориентаторов-волонтеров, мероприятия которых помогают участникам, прежде всего учащимся общеобразовательных школ, выбрать будущую профессию, правильно оценить свои профессиональные наклонности и творческие способности. Организуемые при содействии работодателей в рамках акций экскурсии на многие ведущие предприятия с передовыми технологиями производства способствуют повышению престижа рабочих профессий у молодежи. В 2013 году при содействии органов службы занятости организовано 213 экскурсий.

В соответствии с законодательством о занятости населения совместно с органами местного самоуправления рассматриваются и решаются вопросы организации и финансирования общественных работ, мероприятий по временному трудоустройству граждан из числа испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В 2013 году из средств местных бюджетов на реализацию этих мероприятий выделено около 3,3 млн рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2011 году и в 2,2 раза – чем в 2010 году. Значительные средства выделены в Канашском, Батыревском, Красноармейском, Моргаушском, Чебоксарском районах, городах Чебоксары, Новочебоксарск и Канаш. Недостаточно средств выделяют администрации Алатырского, Аликовского, Козловского, Порецкого и Яльчикского районов.

С участием представителей органов местного самоуправления, работодателей осуществляют свою работу городские и районные координационные комитеты содействия занятости населения, клубы руководителей кадровых служб организаций, на заседаниях которых рассматриваются актуальные вопросы в сфере содействия занятости населения и принимаются соответствующие решения.

Около 110 тыс. вакансий ежегодно предоставляют работодатели в органы службы занятости республики. Доля работодателей, обратившихся в органы службы занятости за подбором необходимых работников, в общем количестве работодателей в первом полугодии 2013 года составила 8,8% (в Российской Федерации – 4,1%). В последние годы в республике внедрялись новые технологические подходы к организации взаимодействия органов службы занятости с работодателями, в том числе проведение собеседований с потенциальными работодателями посредством скайп-технологий, осуществление электронного документооборота в системе «электронный работодатель», обеспечение доступа населения к Банку вакансий через банкоматы «Сбербанка России» и другие.

В целях сохранения высокого профессионально-квалификационного уровня сотрудников, расширения знаний и навыков в области применения современных программных и технологических средств, в 2011-2013 годах в Госслужбе занятости Чувашии ежегодно повышали квалификацию в среднем 46% государственных гражданских служащих, кадровый резерв сформирован на 100% должностей.

 

Слайд 9.

Для современного рынка труда Чувашской Республики характерны те же проблемы, что и для общероссийского:

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы, сложившееся в результате реструктуризации отраслей экономики и перенасыщения рынка обладателями некогда популярных профессий и специальностей (экономистов, бухгалтеров, юристов, менеджеров и т.д.), а также падением престижа рабочих профессий. В республике наметилась тенденция к стабилизации спроса и предложения на рынке труда. Так, коэффициент напряженности по рабочим профессиям (нагрузка на одну заявленную вакансию) снизился с 6,9 единицы на 1 января 2010 года до 0,2 единицы на 1 января 2014 года. Если на начало 2010 года на каждую заявленную вакансию плотника (столяра) претендовало 53 человека, то на начало 2014 года на каждого соискателя приходилось более 7 вакансий; если на каждую вакансию наладчика претендовало 27 человек, то сегодня каждого соискателя приходится более 3 вакансий; если на каждую вакансию сварщика претендовало 20 человек, то сегодня каждого соискателя приходится 12 вакансий; если на каждую вакансию термиста претендовало 10 человек, то сегодня каждого соискателя приходится 36 вакансий; если на каждую вакансию повара (кондитера) претендовало 5 человек, то сегодня каждого соискателя приходится 11 вакансий и т.д.

Есть некоторые изменения и по профессиям служащих. Коэффициент напряженности по профессиям служащих снизился с 9,3 единицы на 1 января 2010 года до 0,5 единицы на 1 января 2014 года. Количество соискателей-безработных на вакансию бухгалтера снизилось с 39 человек на 1 января 2010 года до 4 человек на 1 января 2014 года, экономиста – с 47 до 3 человек, юриста – с 25 до 2 человек, делопроизводителя (документоведа) – с 34 до 1 человека. Переизбыток, который был по инженерам (18 соискателей на 1 вакансию) сменился их дефицитом (на каждого соискателя приходится 3 вакансии).

- относительно низкая заработная плата по вакансиям, заявленным работодателями, связанная с сохранением «серых зарплат» в конвертах и недостаточно высокой производительностью труда по многим видам экономической деятельности. Решение проблемы обеспечивается внедрением новых технологий, подготовкой соответствующих кадров, формированием прогрессивного мышления людей и т.д.;

- отсутствие у многих работодателей перспективных планов развития производства и, соответственно, персонала, что препятствует формированию качественного баланса развития трудовых ресурсов, как республики, так и отдельных отраслей и т.д.

Одним из проблемных вопросов в деятельности органов службы занятости республики является уменьшение существующего разрыва по показателям уровня регистрируемой и общей безработицы. Как отмечается многими экспертами, методология Международной организации труда не совсем подходит для России и не очень правильно отражает ситуацию с занятостью.Например, практически все сельские жители производят продукцию в личном подсобном хозяйстве для последующей продажи, и должны квалифицироваться как занятые. По данной методологии, рассматривается его занятость только за одну предыдущую неделю до анкетирования, к тому же - со слов одного из присутствующих членов семьи, и результат распространяется на целый год.

В среднем за 2012 год уровень общей безработицы в Чувашии сложился в 5,9 раза больше уровня регистрируемой безработицы (по Российской Федерации – в 3,7 раза).

Одним из путей решения проблемы является широкое информирование населения и разъяснение о том, что доходы, полученные от ведения личного подсобного хозяйства, не облагаются налогом, а также о последствиях скрытой занятости. Например, такие граждане лишают себя возможности получать достойную пенсию по старости, не могут оформить кредит. В 2013 году Госслужбой занятости Чувашии по данной тематике подготовлено и размещено 4 статьи в республиканских средствах массовой информации, по рекомендации Госслужбы занятости Чувашии всеми центрами занятости населения эти статьи опубликованы в районных и городских печатных изданиях.

С целью изучения полноты и качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения органами службы занятости населения республики ежеквартально проводится мониторинг удовлетворенности получателей услуг. Ежегодная численность респондентов составляет 4-6 тысяч человек. Результаты опросов показывают, что доля граждан, удовлетворенных полнотой и качеством предоставляемых органами службы занятости услуг, в общей численности получателей государственных услуг возросла с 92,6% в 2010 году до 97,7% в 2013 году. Из 84,2 тыс. получателей услуг в 2013 году подали жалобы 3 человека.

Слайд 10.

Основными задачами органов службы занятости населения Чувашской Республики в 2014 году являются:

выполнение мероприятий по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 и №606 в части содействия занятости инвалидов и женщин, осуществляющих уход за детьми в возрасте до трех лет;

эффективная реализация требований Федерального Закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

достижение целевых индикаторов и планируемых показателей государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012-2020 годы, важнейшие среди них: снижение уровня общей безработицы до 5,0% в среднем за 2014 год; трудоустройство не менее 41800 человек, из них не менее 16100 подростков; уровень трудоустройства – не менее 82,5% от обратившихся граждан; профессиональное обучение не менее 3586 человек; предоставление государственных услуг по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации не менее 35520 человек; общая численность участников программных мероприятий в области содействия занятости составит не менее 81413 человек, в докризисных 2007-2008 годах их численность составляла 77 тыс. человек в год;

содействие в подборе подходящей работы гражданам, ищущим работу, а работодателям – в подборе квалифицированных работников. В этих целях с участием ряда министерств разработанмежведомственный План по трудоустройству высвобождаемых граждан в 2014 году (в первом квартале т.г. ожидается высвобождение 503 человек). Предусмотрено ежеквартальное уточнение объемов высвобождения работников и своевременное принятие мер по оказанию содействия при массовом высвобождении (создание консультационных пунктов, проведение ярмарок вакансий, организация отдельного приема по принципу «одного окна» специально закрепленными специалистами центров занятости населения, оформление на досрочную пенсию), а также содействие трудоустройству и организация профессионального обучения высвобождаемых работников, опережающее обучение работников организаций, осуществляющих модернизацию производства. В целях снижения численности граждан в сельской местности, выезжающих на работу в другие регионы, будет проводиться работа по организации их самозанятости, направлению на обучение по профессиям, необходимым для комплектования организаций в сельской местности.

Благодарю за внимание!

 

 

Слайд 11.

___________________

 

Презентация

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика