Тезисы выступления Т.И. Михайловой
на заседании коллегии Госслужбы занятости Чувашии по вопросу «О финансовом обеспечении переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными,
по итогам 2014 года и на 2015 год» 19 июня 2015 года
Уважаемый Сергей Владимирович!
Уважаемый Владимир Алексеевич!
Уважаемый Владислав Васильевич!
Уважаемые члены Коллегии и приглашенные!
В соответствии с Федеральным законом о занятости населения в Российской Федерации к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с 1 января 2012 года относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:
пособия по безработице;
стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;
пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
Финансовое обеспечение переданного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Размер субвенций определяется в соответствии с методикой определения общего объема субвенций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г.
№ 1064. Распределение суммы субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения утверждается законом о федеральном бюджете.
Государство гарантирует социальную поддержку безработным в виде:
выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
возможности участия в оплачиваемых общественных работах.
Следует отметить, что направление безработных граждан на пенсию досрочно не относится к числу гарантированных государством мер социальной поддержки безработных граждан.
Назначение досрочной пенсии в соответствии с действующим законодательством осуществляется в целях оказания дополнительных социальных гарантий безработным гражданам.
Норматив обеспеченности социальными выплатами в виде пенсии, назначенной досрочно, определяется как отношение среднемесячной численности граждан, получающих пенсию досрочно, к среднемесячной численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных.
Условия выдачи безработным гражданам предложений органами службы занятости для назначения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, определены статьей 32 Закона о занятости.
Расходы, связанные с назначением досрочной пенсии, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет средств субвенции из федерального бюджета.
Ежегодно между Госслужбой занятости Чувашии и Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации заключается Соглашение о совместных действиях по осуществлению обмена информацией о безработных гражданах, направленных на досрочную пенсию и Договор по обеспечению назначения, выплат досрочных пенсий, социального пособия на погребение и возмещению указанных расходов.
На 2014 год протоколом заседания Комиссии Федеральной службы по труду и занятости по рассмотрению вопросов финансового обеспечения социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения от 22 июля 2014 г. № 4 были установлены следующие показатели:
по среднемесячной численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в количестве 4 600 чел.;
по прогнозируемой среднемесячной численности граждан, получающих пенсию, назначенную безработным гражданам досрочно по предложению органов службы занятости, в количестве 234 человек;
получающих стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, - в количестве 488 чел.
В 2014 году республиканскому бюджету Чувашской Республики были предусмотрены средства субвенции из федерального бюджета на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размере 188 414,4 тыс. рублей.
По итогам 2014 года достигнуты следующие показатели.
Среднемесячная численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составила 4 399 чел., получателей пособий по безработице – 3 441 чел. На выплату пособий по безработице были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 149 701,8 тыс. рублей, обеспечено освоение доведенных бюджетных ассигнований на эти цели в размере 149 235,3 тыс. рублей или на 99,7%.
Среднемесячная численность получателей стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости составила 439 человек. На эти цели были предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 12 441,0 тыс. рублей, обеспечено освоение бюджетных ассигнований в размере 12 434,5 тыс. рублей или на 99,9%.
Среднемесячная численность получателей пенсии, назначенной безработным гражданам досрочно, составила 234 чел., на эти цели были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 25 489,7 тыс. рублей, обеспечено полное освоение бюджетных ассигнований.
Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с назначением досрочной пенсии, в 2014 году составили 25 489,7 тыс. рублей при плане 25 489,7 тыс. рублей. Обязательства по возмещению расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату досрочной пенсии исполнены полностью. Эффективному освоению выделенных средств в 2014 году способствовало четкое взаимодействие Госслужбы занятости Чувашии с Отделением и Управлениями Пенсионного фонда, центрами занятости населения.
Федеральным законом было предусмотрено направление субвенции всего в сумме 219 048,4 тыс. рублей. В течение 2014 года ежемесячно в адрес Роструда направлялись заявки на перечисление субвенции на социальные выплаты. В связи со стабилизацией на рынке труда республики и в связи с отсутствием потребности в средствах заявка на перечисление субвенции в размере 30 634,0 тыс. рублей не направлялась.
Обеспечено освоение доведенных бюджетных ассигнований в размере 187 938,2 тыс. рублей или на 99,7%.
В течение 2014 года ежемесячно центрами занятости населения предоставлялись в адрес Госслужбы занятости Чувашии заявки на финансирование социальных выплат. Наилучшие показатели по качеству прогнозирования потребности в средствах на выплату пособия по безработице обеспечены центрами занятости населения КУ ЦЗН Вурнарского, Красночетайского районов, г. Алатыря;
наибольшее отклонение в прогнозировании допустили центры занятости населения КУ ЦЗН Порецкого, Шемуршинского, Яльчикского, Янтиковского районов.
Проводимая работа Госслужбой занятости Чувашии, центрами занятости населения по мониторингу расходования средств, прогнозированию расходов позволила обеспечить финансирование расходов на социальные выплаты безработным гражданам в полном объеме.
В результате эффективной реализации мероприятий программ в сфере занятости населения численность зарегистрированных безработных граждан снизилась более высокими темпами, чем прогнозировалось. В связи с этим остаток неиспользованных в 2014 году средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат безработным гражданам на 01.01.2015 составил 476 249,97 тыс. рублей, в том числе:
466 538,36 руб. – пособие по безработице;
6 472,0 руб. – стипендия (экономия средств в связи с приостановкой выплаты стипендии гражданам в период прохождения профессионального обучения из-за нерегулярного посещения ими занятий без уважительных причин);
3 239,61 руб. – оплата банковских услуг (уменьшение размера комиссионного вознаграждения банкам в связи с перечислением пособия по безработице на банковские карты).
Кроме этого 30.12.2014 был произведен возврат пособия по безработице, полученного обманным путем в 2009 году Ивановой Евгенией Андреевной, в связи с трудоустройством в сумме 500,65 рублей.
Общий остаток средств на 01.01.2015, источником финансового обеспечения которых является субвенция, составил 476 750,62 руб. (476 249,97 + 500,65), который в соответствии с требованиями бюджетного законодательства заявкой на возврат от 26 января 2015 г. № 1 в полном объеме перечислен в Федеральную службу по труду и занятости.
Вместе с тем, несмотря на уменьшение суммы возврата социальных выплат по сравнению с 2013 годом, имеются случаи необоснованного получения в 2014 году социальных выплат безработными гражданами. Так, в 2014 году был произведен возврат необоснованно полученных социальных выплат в размере 440,4 тыс. рублей (в 2013 году – 680,4 тыс. рублей), в том числе пособий по безработице – 388,9 тыс. рублей, стипендии – 9,1 тыс. рублей, досрочной пенсии 42,4 тыс. рублей. Из них в КУ ЦЗН г. Чебоксары – 264,5 тыс. рублей, КУ ЦЗН г. Новочебоксарска – 51,6 тыс. рублей. За 5 месяцев т. г. возврат социальных выплат произведен в сумме 174,2 тыс. рублей, в том числе в КУ ЦЗН г. Чебоксары – 121,2 тыс. рублей, в КУ ЦЗН Ядринского района – 23,6 тыс. рублей.
Эти факты свидетельствуют о необходимости усиления разъяснительной работы с безработными гражданами, претендующими на получение социальных выплат, о соблюдении требований действующего законодательства.
В 2015 году республиканскому бюджету Чувашской Республики предусмотрены средства субвенции из федерального бюджета на осуществление социальных выплат гражданам в размере 207 377,6 тыс. рублей, в том числе средства на выплату пособий по безработице предусмотрены в сумме в сумме 167 425,5 тыс. рублей, на выплату стипендий – 12 037,8 тыс. рублей, на выплату досрочной пенсии – 26 946,7 тыс. рублей. На 2015 год протоколом заседания Комиссии Федеральной службы по труду и занятости по рассмотрению вопросов финансового обеспечения социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения от 22 июля 2014 г. № 4 установлены следующие показатели:
по среднемесячной численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в количестве 6450 чел.;
по прогнозируемой среднемесячной численности граждан, получающих пенсию, назначенную безработным гражданам досрочно по предложению органов службы занятости, в количестве 213 человек;
получающих стипендию в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, в количестве 475 чел.
Ожидаемые расходы на осуществление социальных выплат в 2015 году предполагаются в размере 219 201,4 тыс. рублей, недостаток средств субвенции ожидается в размере 11 823,8 тыс. рублей. Причиной прогнозируемого недотатка средств является изменение структуры получателей по размерами пособий по безработице.
Если на начало года доля получателей, получающих пособие по безработице в минимальном размере, составляла 34,72 %, то на конец мая – 26,95 %, средняя доля получателей за 5 месяцев составила 33,31 %, уменьшение по сравнению с началом года составило 1,41 процентного пункта.
Доля получателей пособий по безработице в интервале от минимального до максимального размеров увеличилась с 11,34 % с конца января до 12,43% на конец мая, средняя доля получателей за 5 месяцев составила 11,68 %, увеличение составило 0,34 процентного пункта.
Доля получателей пособий по безработице в максимальном размере увеличилась аналогично с 53,68% до 59,92%, средняя доля получателей за 5 месяцев составила 54,49 %, увеличение составило 0,81 процентного пункта.
Доля получателей пособий по безработице выше максимального размера увеличилась аналогично с 0,256 % до 0,704 %, средняя доля получателей за 5 месяцев составила 0,516 %, увеличение составило 0,26 процентного пункта.
Если средний размер пособия по безработице на 1 безработного гражданина составлял в 2013 году – 2 500,14 рублей в месяц, то в 2013 году средняя выплата составила – 2 827,07 рублей, то за 5 месяцев т. г. – уже 3184,82 рубля.
В целях недопущения задолженности по социальным выплатам Госслужбой занятости Чувашии была подготовлена и направлена в начале июня т. г. заявка в Роструд на увеличение объема субвенции в 2015 году из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением социальных выплат, в сумме 11,8 млн. рублей.
В заключение хочу сказать о задачах, стоящих перед Госслужбой занятости и центрами занятости населения.
В целях эффективной реализации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе в виде досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, в 2015 году:
отделу организации трудоустройства населения, директорам центров занятости населения:
обеспечить соблюдение требований Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части направления безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, при отсутствии возможности для трудоустройства, но имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия, по предложению органов службы занятости;
обеспечить неукоснительное соблюдение численности получателей пенсии, назначенной безработным гражданам досрочно, в 2015 году в количестве не более 213 человек в соответствии с показателями исходных данных;
с целью недопущения незаконного получения средств социальных выплат, в том числе досрочно назначенной пенсии повысить качество разъяснительной работы с безработными гражданами, претендующим на получение социальных выплат, о требованиях законодательства в данной сфере;
отделам финансов и бухгалтерского учета Госслужбы занятости Чувашии, директорам центров занятости населения:
обеспечить целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных на осуществление социальных выплат, в том числе выплаты пенсий, назначенных досрочно по предложению органов службы занятости;
осуществлять постоянный контроль за потребностью в средствах федерального бюджета, выделенных на осуществление социальных выплат, в том числе в виде пенсии, назначенной досрочно по предложению органов службы занятости, и при необходимости в установленные сроки подготовить предложения в Минфин Чувашии об увеличении (уменьшении) бюджетных ассигнований на указанные цели;
сектору контроля и аудита Госслужбы занятости Чувашии:
проводить анализ и обобщение результатов проверок Роструда с целью недопущения центрами занятости населения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения и ежеквартально доводить до сведения директоров центров занятости населения и начальников структурных подразделений Госслужбы занятости Чувашии.
Спасибо за внимание!