Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей.
Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский психолог Е.А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):
- c техникой - «Человек – Техника»,
- c природой - «Человек – Природа»,
- со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»,
- с художественным образом -«Человек – Художественный образ»,
- c людьми - «Человек – Человек».
«Человек – Техника»:
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности:
|
- исследовать, наблюдать;
- создавать и испытывать новые образцы;
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
- придумывать новые способы деятельности;
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- принимать нестандартные решения.
|
- технический склад ума;
- творческие способности;
- пространственное воображение;
- склонность к практическому труду;
- эмоциональная устойчивость;
- крепкое здоровье.
|
«Человек – Природа»:
В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны с исследованием и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями, профилактикой и лечением их заболеваний. Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе.
Склонности и предпочтения:
|
Выраженные способности: |
- ухаживать и наблюдать за животными;
- разводить растения или животных;
- заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
- бороться с болезнями, вредителями;
- выращивать овощи и фрукты;
- ориентироваться в природных явлениях;
- наблюдать, изучать различные природные явлениями.
|
- наблюдательность;
- склонность к систематизации;
- устойчивость внимания;
- потребность в двигательной активности.
|
«Человек — Знаковая система»:
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
- обрабатывать тексты и таблицы;
- производить расчеты и вычисления;
- перерабатывать информацию;
- работать с чертежами, картами и схемами;
- принимать и передавать сигналы и сообщения;
- хорошо считать в уме;
- оперировать знаками и символами;
- искать и исправлять ошибки.
|
- способность к математике;
- развитое абстрактное мышление;
- высокая устойчивость внимания;
- склонность к общению;
- аккуратность и усидчивость.
|
«Человек — Художественный образ»:
Традиционно труд представителей профессий, а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….
Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает, ни с чем не сравнимую, радость!
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности:
|
- заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...);
- сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
|
- яркое воображение;
- образное мышление;
- склонность к творчеству;
- гибкость чувств;
- специальные способности;
- развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
|
«Человек - Человек»:
Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.
Связаны с медицинским обслуживанием, правовой защитой, обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор, воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант, парикмахер, экскурсовод.
Склонности и предпочтения: |
Выраженные способности: |
- обслуживание людей;
- занятие лечением;
- обучение;
- воспитание;
- защита прав и безопасности;
- управление людьми;
- легкость знакомства и общения с новыми людьми;
- умение внимательно выслушивать людей;
- умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
|
- развитые коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- сдержанность, терпение, собранность;
- быстрая переключаемость внимания;
- эмпатия;
- наблюдательность;
- организаторские способности.
|
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.