Во всех городах и районах республики с февраля по май текущего года прошли месячники профориентации «Моё профессиональное будущее» для учащихся школ.
Основные цели и задачи месячника – оказание помощи в целенаправленном и осознанном выборе профессии (специальности) с учетом собственных интересов, склонностей и потребностей рынка труда, популяризация и повышение престижности рабочих профессий, информирование школьников о разнообразии мира профессий.
Всего по республике в мероприятиях месячника приняли участие 24 918 учащихся из 304 школ (в 2014 году – 23 624 учащихся из 290 школ).
В ходе профориентационных занятий и уроков занятости «Стратегия выбора профессии», «Я и мир профессий», «Твой профессиональный маршрут», «Твой профессиональный выбор» и др. профориентационные знания получили 4 759 школьников. Занятия проводились в познавательной, увлекательной форме с использованием игровых элементов, электронных презентаций, мультимедийных программ.
Уже не первый год профконсультантами центра занятости г. Новочебоксарска успешно используется в работе мультимедийная программа «Грамотные поиски себя». В ходе занятия школьников информируют о состоянии рынка труда, востребованных профессиях, о прохождении профессионального обучения, об участии в программе по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан и т.д. Особый акцент делается на популяризацию рабочих профессий. Программа также включает в себя блок тестов, позволяющих определять свои индивидуальные возможности и особенности, профессиональный потенциал (ДДО, психогеометрический тест и др.).
Для школьников г. Канаша профориентационные занятия проходили в увлекательной форме уроков-приключений с элементами профориентации и экообразования, уроков «Мастер-класс» с презентацией профессий, демонстрацией видероликов, обыгрыванием ролевых действий применения ручного труда в экстремальных условиях.
Аналогичные уроки занятости (профориентационные занятия) прошли в школах г.г. Алатыря, Чебоксары, Козловского, Вурнарского, Аликовского, Моргаушского, Ядринского, Янтиковского и ряда районов республики.
Формировать готовность к осознанному выбору профессии нужно начинать уже с раннего школьного возраста. В профориентационных играх, занятиях «Профессиональная дорожка», «Волшебный мешочек», «Профессия на букву», «Город мастеров» и др. приняли участие школьники 1-4 классов г.г. Канаш, Новочебоксарск, Чебоксары, Вурнарского, Козловского, Моргаушского районов. Ребята участвовали в конкурсах, викторинах, в ролевых играх (обыгрывали роли повара, медсестры, врача, водителя и др.), отгадывали загадки, смотрели видеоролики о профессиях.
В целях выявления профессиональных интересов, склонностей, возможностей, определения особенностей характера и темперамента прошли тестирование более 7,5 тысяч учащихся школ республики. Тестирование проводилось с использованием программно-методического инструментария «Маэстро класс. Профориентация» и профориентационной системы «ПРОФИ-I,II», а также в бланочной форме.
В ходе месячников проведено более 450 классных часов, круглых столов и родительских собраний с приглашением работодателей, представителей образовательных учреждений, органов службы занятости и управления образования, в которых участвовало более 8 тысяч учащихся школ.
В рамках Дней открытых дверей состоялись встречи учащихся выпускных классов школ с преподавателями и студентами вузов (ЧГУ им. И.Н. Ульянова, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГСХА, Чебоксарский кооперативный институт и др.), техникумов и колледжей (ЧЭМК, ЧГТСиХ, ЧЭТК, Алатырский технологический, Марпосадский технологический, Новочебоксарский политехнический, Чебоксарский химико-механический техникумы и др.) республики. Более 2,8 тысяч учащихся школ г.г. Чебоксары, Алатырь, Шумерля, Ибресинского, Цивильского, Комсомольского, Мариинско-Посадского, Козловского, Ядринского и др. районов ознакомились с условиями поступления и обучения, учебной базой, технической и информационной оснащенностью образовательных организаций профессионального образования. Также в учебные заведения были организованы экскурсии.
В настоящее время вопросы подготовки рабочих кадров приобретают особую актуальность, это связано с адаптацией предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств на импортозамещение и изменением требований к качеству рабочей силы. Современные технологии производства требуют рабочие кадры высокой квалификации, обладающие новыми навыками, способные и готовые к переменам.
Во всех городах и районах республики в рамках месячника организованы и проведены экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Всего проведено 205 экскурсий, в которых приняли участие 4638 школьников (в 2015 году – 169 экскурсий, 4569 чел.) (приложение № 1). Ребята ознакомились с новейшим оборудованием, технологией, культурой различных производств. В ходе посещения крупных предприятий (ОАО «Элара», ООО «Четра», ЗАО «Фирма «Август», кондитерская фабрика «Акконд», филиал ОАО «РусГидро – Чебоксарская ГЭС», ОАО «Химпром», ОАО «ШЗСА», ОАО «КАФ», ПАО «Завод «Электроприбор» (г. Алатырь), ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» и др.) познакомились с историей развития предприятий, современными производствами. Школьниками было отмечено, что выбор рабочей профессии является удачным стартом для профессионального и карьерного роста.
Так, например, основной целью экскурсий, организованных на ведущие предприятия города г. Алатыря (ПАО «Завод Электроприбор», ОАО «Электроавтомат», Алатырская бумажная фабрика), являлось формирование у учащихся представлений о содержании труда профессионалов в различных производственных и научно-исследовательских областях. В ходе посещения завода «Электроприбор» ребята узнали, что продукция завода применяется в авиационной технике, судостроении, энергетике, электротехнике, радиотехнике и др. отраслях промышленности. С большим интересом школьники знакомились с производством сборочного, гальванического, инструментального цехов, наблюдали за работой специалистов различных профессий (слесарей, инструментальщиков, штамповщиков и т.д.).
Основная специализация завода «Электроавтомат» - изготовление приборов для электрических сетей (бытовые выключатели, счетчики, устройства защиты от перепадов электричества), а также приборы для авиационной промышленности. На предприятии широко используются современные технологии, в чем школьники убедились, побывав в цехах завода, где работники предприятия показали ребятам работу современных станков и сложного технического оборудования, сопровождая показ интересным рассказом о том, как заготовки будут впоследствии превращаться в готовые детали.
Наиболее активная работа в организации экскурсий проводилась в школах Ядринского района (24 экскурсии, 697 чел.), г. Чебоксары (20 экскурсий, 489 чел.), Цивильского района (16 экскурсий, 353 чел.), Аликовского района (13 экскурсий, 243 чел., г. Новочебоксарска (11 экскурсий, 255 чел.),Чебоксарского района (10 экскурсий, 224 чел.), г. Канаша (10 экскурсий, 200 чел.), Марпосадского района (9 экскурсий, 219 чел.), г. Алатыря (9 экскурсий, 203 чел.), Ибресинского района (8 экскурсий, 187 чел.), Моргаушского района (8 экскурсий, 185 чел.). По 7 экскурсий организовано в г. Шумерля, Красноармейском, Красночетайском районах, 6 экскурсий – Козловском, Урмарском, Янтиковском районах, 5 экскурсий – Батыревском, Вурнарском, Порецком, Шемуршинском районах.
Наименьший показатель по организации экскурсий в Комсомольском и Яльчикском районах. У них организовано всего по 4 экскурсии.
Наряду с этим, были организованы встречи с работодателями, представителями рабочих профессий, рабочих династий, успешными бизнесменами, и ветеранами труда. В 267 встречах приняло участие 6947 школьников (в 2015 году – 119 встреч, 3567 чел.) (приложение № 2). Наиболее интересные, разнообразные по содержанию встречи проходили в школах г.г. Канаш, Чебоксары, Ядринского, Цивильского, Моргаушского, Аликовского, Чебоксарского и ряда др. районов.
Так, учащиеся школ Цивильского района во время встреч с представителями различных профессий, авторитетными людьми района (агроном, предприниматель, пожарный, социальный работник, библиотекарь, представители ведущих предприятий и др.) знакомились со спецификой и условиями труда, возможностями профессионального роста. Узнали, что многие рабочие профессии требуют серьезной и основательной подготовки для работы с современными высокоэффективными технологиями. Знакомство с людьми, достигшими определенных профессиональных высот, помогает нынешним школьникам осознать весь путь от выбора профессии до трудоустройства, а также «примерить» на себе ту или иную специальность.
В дальнейшем необходимо активизировать работу по проведению данных мероприятий в Яльчикском районе, там проведено всего 2 встречи. (Приложение № 2).
Учащиеся выпускных классов Цивильского, Ядринского, Козловского, Вурнарского, Аликовского, Моргаушского, Марпосадского, Красноармейского, Комсомольского, Ибресинского, Янтиковского районов (всего 1623 учащихся старших классов) размышляли о профессиях будущего, профессиональном самоопределении и карьере в своих сочинениях на темы «Моя будущая профессия», «Кем я хочу стать?», «Я б в рабочие пошел…», «Трудовая династия» и др.
Участники конкурса рисунков «Радуга профессий» отразили свое видение профессий, используя наблюдения за трудовой деятельностью своих родителей, знакомых, старших братьев и сестер, впечатления от экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. В конкурсе рисунков приняли участие 2886 учащихся Вурнарского, Аликовского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Моргаушского, Мариинско-Посадского районов. Наиболее активно в этом конкурсе участвовали учащиеся Цивильского (826 чел.), Ядринского (792 чел.) и Козловского (496 чел.) районов. Эти районы обеспечили 73,2% от общего количества участников конкурса рисунков.
К проведению мероприятий месячника профконсультанты центров занятости населения подошли ответственно, творчески, используя разнообразные формы и методы работы с детьми с учетом их возрастных особенностей. Для ребят проводились игры, упражнения, викторины и конкурсы, такие как: «Кто есть кто», «Человек-профессия», «Цепочка профессий», «Ассоциация», «Защита профессии», «Я и моя профессия», «В мире профессий» и др. В профориентационных играх, конкурсах, викторинах, КВН-ах участвовали более 6 тысяч учащихся школ.
Надо отметить, что в проведении месячника «Моё профессиональное будущее» в текущем году особого внимания заслуживает работа профконсультантов центров занятости г.г. Канаша, Новочебоксарска, Чебоксары, Шумерля, Цивильского, Ядринского, Козловского, Красноармейского, Красночетайского, Моргаушского, Мариинско-Посадского районов. Проводимые ими мероприятия отличаются содержательностью, креативностью, разнообразием используемых методик. Профконсультанты в своей работе все чаще и активнее используют интернет-ресурсы и компьютерные технологии: проводят дистанционные викторины «Угадай профессию», электронные презентации профессий, виртуальные экскурсии.
В ходе проведения мероприятий месячников центры занятости населения г. Канаш, Вурнарского (в том числе Аликовский район), Козловского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Цивильского, Ядринского, Порецкого районов активно сотрудничали с отделами образования администраций районов, с образовательными организациями общего образования, именно у них наблюдается наибольший охват учащихся школ профориентационными услугами, разнообразие мероприятий, используемых методик.
Так, в школах Ядринского района проведен районный конкурс среди учащихся школ «Фото-видео репортаж с места работы «Профессии моих родителей». Кроме того, школьники участвовали в конкурсах загадок «Знакомые профессии», чтецов, «Мисс профессия», защите проектов «Мой профессиональный маршрут», фестивалях «Ярмарка профессий», «Парад профессий», выступали в составе агитбригад «Профессии разные – профессии важные».
В Моргаушском районе месячник также отличался разнообразием профориентационных мероприятий: презентация проектов «Моя будущая профессия», выставка декоративно-прикладного творчества учащихся «Город мастеров», конкурс «Кулинарное искусство», деловая игра «Профи», районный конкурс изобразительного искусства «Трудом славится земля», конкурсы «Фоторепортаж о профессии», рефератов «Востребованные профессии моего района».
Ежегодно в рамках мероприятий месячника с целью изучения профессиональных намерений учащихся 9-11 классов проводится анкетирование. В текущем году анализ результатов анкетирования показал, что:
большинство учащихся выпускных классов ориентированы на продолжение образования в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования;
наиболее привлекательным для школьников является труд, связанный с информационными и компьютерными технологиями, средствами массовой информации, перевозками, финансами;
у юношей особой популярностью пользуется сфера деятельности, связанная с техникой, телекоммуникациями, автотранспортом, строительством, силовыми структурами, а у девушек – с экономикой, торговлей, обслуживанием населения, медициной и фармацевтикой;
если до настоящего времени рабочие профессии мало привлекали внимание учащихся городских и сельских школ, то целенаправленная работа с целью популяризации профессий сферы промышленного производства и сельского хозяйства способствовала повышению интереса к ним. Учащиеся охотно участвовали во встречах с представителями рабочих профессий, работодателями на ярмарках вакансий, ходили на экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия.