1. Программа ранней помощи в субъекте Российской Федерации (публично доступна на региональном информационном ресурсе, далее - "интернет-ресурс")
1.1. Основания для разработки Программы (перечень документов субъекта Российской Федерации, принятых для развития Региональной программы ранней помощи в соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года и Планом мероприятий по ее реализации, утвержденные Правительством Российской Федерации).
1.2. Цели и адресность программы
В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
1.3. Принципы организации системы ранней помощи в субъекте Российской Федерации
1.3.1. Открытость. Информация о программе ранней помощи в субъекте РФ доступна для общественности, с ней можно ознакомиться в сети Интернет.
1.3.2. Территориальная доступность. Поставщики услуг ранней помощи доступны во всех территориальных образованиях. Ребенок и семья могут получить все необходимые услуги ранней помощи.
1.3.3. Бесплатность. Все услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей (законных представителей).
1.3.4. Комплексность. Ребенок и семья получают весь спектр необходимых услуг ранней помощи при взаимодействии разных ведомств (здравоохранение, образование, социальная защита) и участии специалистов разных профилей, обладающих соответствующей квалификацией.
1.3.5. Непрерывность и длительность. Услуги ранней помощи предоставляются непрерывно в формате сопровождения семьи. Продолжительность и регулярность предоставления услуг определяется потребностями ребенка и семьи.
1.3.6. Наличие системы управления качеством предоставления услуг ранней помощи, включая наличие механизмов обратной связи от потребителей этих услуг и независимой оценки качества услуг ранней помощи.
1.3.7. Межведомственное взаимодействие и взаимодействие органов исполнительной власти с органами местного самоуправления.
1.3.8. Обеспечение преемственности в реализации индивидуальных программ ранней помощи (в части сопровождения конкретного ребенка и семьи) при смене поставщика услуг ранней помощи, а также при переходе ребенка в образовательную организацию.
1.4. Система координации ранней помощи в субъекте Российской Федерации
1.4.1. Межведомственный Координационный орган по развитию региональной Программы ранней помощи, создаваемый при Высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в случае необходимости - территориальные, муниципальные координационные органы).
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс с контактными данными и материалами, отражающими состав и деятельность координационного органа, включая программу развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации, сроками наделения полномочиями Межведомственного Координационного органа, порядком его создания, упразднения, а также передачи полномочий после упразднения (документ в формате .pdf, доступном для скачивания).
1.4.2. Региональный ресурсно-методический центр (в соответствии с приложением 2), его структура и функции, контактные данные. Возможно создание сети региональных ресурсно-методических центров по вопросам ранней помощи детям и их семьям с учетом специфики отдельных нозологий, видов нарушений у детей.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс с контактными данными и материалами, отражающими состав и деятельность Регионального ресурсно-методического центра.
1.5. Финансовое обеспечение программы ранней помощи
1.5.1. Финансирование услуг ранней помощи.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс с документом в формате .pdf, доступном для скачивания.
1.6. Информация для получателей услуг ранней помощи
1.6.1. Перечень услуг ранней помощи (с подробным описанием), утвержденных в субъекте Российской Федерации.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс.
1.6.2. Перечень поставщиков услуг ранней помощи по всем территориальным образованиям субъекта Российской Федерации.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурсы (с возможностью электронной записи, информацией об услугах, режиме работы, порядке зачисления и получения услуг ранней помощи).
1.7. Информация для поставщиков услуг ранней помощи
1.7.1. Формирование списка организаций и специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс с документом в формате .pdf, доступном для скачивания.
N
|
Организации - поставщики услуг ранней помощи
|
Услуги ранней помощи
|
|
|
|
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.7.1. Перечень организаций, осуществляющих повышение квалификации специалистов по оказанию услуг ранней помощи.
N
|
Наименование услуги
|
Перечень компетенций
|
Организации, обеспечивающие повышение квалификации
|
|
|
|
Ссылка на список организаций (с контактными данными), предоставляющих указанные услуги в субъекте Российской Федерации, территориальных образованиях субъекта Российской Федерации
|
1.8. Выявление детей, нуждающихся в услугах ранней помощи
1.8.1. Механизмы выявления детей, нуждающихся в ранней помощи.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс.
1.8.2. Скрининговые процедуры, реализуемые специалистами
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс.
1.8.3. Скрининговые процедуры, реализуемые родителями.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс.
1.9. Организация межведомственного взаимодействия по обеспечению потребителей необходимыми услугами ранней помощи
1.10. Правовое консультирование семей - получателей услуг ранней помощи
Информация о получении консультаций о правах на получение услуг ранней помощи и правовой защите в процессе получение этих услуг.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс
1.11. Мониторинг и оценка эффективности реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации
1.11.1. Механизмы и инструменты мониторинга и оценки эффективности реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс
1.11.2. Показатели эффективности реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации (Приложение 1)
1.11.3. Ежегодный отчет о реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации, представляемый на заседании Координационного органа - Высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Информационная доступность: ссылка на интернет-ресурс
1.11.4. Координационным органом утверждается порядок и ответственные за организацию мониторинга и оценки эффективности реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
2. План реализации программы развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации
2.1. Координационный орган по развитию ранней помощи в субъекте Российской Федерации
2.1.1. С целью составления Программы ранней помощи и плана развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации на установленный период, осуществления контроля за его реализацией в субъекте Российской Федерации при высшем органе исполнительной власти создается Межведомственный Координационный орган.
2.1.2. Определяются функции Координационного органа (например, составление плана, организация его обсуждения и согласования, организация межведомственного взаимодействия, разработка и проведение политики по реализации основных принципов ранней помощи, контроль развития сети поставщиков услуг ранней помощи, формирование годовых отчетов о состоянии ранней помощи в субъекте Российской Федерации).
2.1.3. Утверждаются требования к составу Координационного органа (рекомендуется включение в число его членов представителей территориальных образований, заинтересованных ведомств, общественных родительских организаций, профильных СО НКО, специалистов, занятых в сфере ранней помощи, представителей от организаций, занимающихся подготовкой и повышением квалификации специалистов, уполномоченного по правам ребенка) и регламент его деятельности.
Определяется персональный Состав Координационного органа.
2.1.4. Составляется проект годового плана мероприятий Координационного органа, который размещается на официальном ресурсе с возможностью публичного обсуждения не позднее чем за 2 месяца до его официального утверждения.
2.1.5. Утверждается Годовой план мероприятий Координационного органа.
2.1.6. В случае необходимости создаются локальные Координационные органы по развитию ранней помощи в территориальных образованиях субъекта Российской Федерации (список локальных советов с контактными данными доступен на сайте).
2.1.7. Создается специализированный интернет-ресурс Программы развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
2.2. Мероприятия по развитию программы ранней помощи
КонсультантПлюс: примечание.
Приложение 2 не приводится.
(см. Приложение 2)
2.2.1. Разработка Регламента межведомственного взаимодействия при реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
2.2.2. Определение координирующего ведомства, отвечающего за реализацию Программы ранней помощи в регионе.
2.2.3. Определение базовой организации для создания Ресурсно-методического центра ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
2.2.4. Определение перечня организаций, в которых будут открыты структурные подразделения, оказывающие услуги ранней помощи, включая негосударственных поставщиков услуг ранней помощи.
2.2.5. Организационно-административные мероприятия по открытию структурных подразделений, оказывающих услуги ранней помощи в указанных в перечне организациях в соответствии с принятым региональным Положением о структурном подразделении.
2.2.6. Разработка и внедрение механизмов независимой оценки качества услуг ранней помощи и обратной связи от получателей услуг.
2.2.7. Утверждение структуры и порядка составления годового отчета по реализации программы развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации.
2.3. План мероприятий по развитию услуг ранней помощи в субъекте Российской Федерации
в план включаются мероприятия по:
- утверждению перечня и финансового обеспечения услуг ранней помощи;
- мероприятия по утверждению услуг ранней помощи с перечислением и описанием услуг;
- мероприятия по установлению системы выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и информированию родителей о возможностях получения услуг ранней помощи;
- мероприятия по утверждению процедуры получения услуг ранней помощи, перечня соответствующих документов, критериев нуждаемости в этих услугах;
- мероприятия по утверждению примерного и локальных актов, регламентирующих работу поставщиков услуг ранней помощи;
- мероприятия по повышению квалификации сотрудников и овладения ими дополнительных компетенций по оказанию услуг ранней помощи;
- мероприятия по обеспечению доступности услуг ранней помощи;
- мероприятия по информационному обеспечению программы ранней помощи и ведению статистической базы получателей услуг ранней помощи;
- мероприятия по обеспечению составления годового отчета поставщиками услуг ранней помощи;
- мероприятие по утверждению процедур решения конфликтных ситуаций в процессе получения услуг ранней помощи;
- мероприятия по мониторингу и оценке эффективности реализации Программы ранней помощи в субъекте Российской Федерации;
- мероприятия по установлению критериев по оптимальному развитию сети служб ранней помощи и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению служб ранней помощи, в том числе в сельской местности, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами служб ранней помощи.
3. Организация механизмов направления ребенка и семьи в организации, предоставляющие услуги ранней помощи
3.1. Утверждение субъектом Российской Федерации регламента/порядка формирования механизмов направления ребенка и семьи в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.
3.2. Приказ органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации об организации выявления и учета детей, соответствующих критериям нуждаемости в получении услуг ранней помощи; информировании родителей (законных представителей) об организациях, предоставляющих эти услуги, и включении соответствующих рекомендаций в медицинское заключение; выдачи родителям (законным представителям) обращения или заявления с просьбой предоставления услуг ранней помощи ребенку и семье в рамках межведомственного взаимодействия.
3.3. Приказ органа управления социальной защиты населения субъекта Российской Федерации об организации выявления и учета детей, соответствующих критериям нуждаемости в получении услуг ранней помощи; выдаче родителям (законным представителям) направления ребенка и семьи в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.
3.4. Приказ органа управления образованием субъекта Российской Федерации об организации выявления и учета детей, соответствующих критериям нуждаемости в получении услуг ранней помощи, информировании родителей (законных представителей) об организациях, предоставляющих эти услуги; выдачи родителям (законным представителям) направления ребенка и семьи в организации, предоставляющие услуги ранней помощи.
3.5. Приказ Главного бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации об организации учета детей, соответствующих критериям нуждаемости в получении услуг ранней помощи, информировании родителей (законных представителей) об организациях, предоставляющих эти услуги, и включении соответствующих рекомендаций в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
3.6. Приказ органа управления образованием субъекта Российской Федерации о критериях, служащих основанием для продолжения предоставления услуг ранней помощи ребенку и семье до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет.
3.7. Заключение соглашения между Министерством социального развития и труда субъекта Российской Федерации и Министерством здравоохранения субъекта Российской Федерации "Об информировании родильными домами, женскими консультациями, детскими лечебными организациями учреждений социальной защиты населения о семьях, в которых рождаются или проживают дети с ограниченными возможностями здоровья, и семьях, имеющих признаки социального неблагополучия".
Приложение 1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Данные о наличии системы раннего выявления детей и ее описание.
2. Результаты мониторинга потребностей в услугах ранней помощи.
Данные о доле детей в возрасте до 1 года и от 1 до 3-х лет, нуждающихся в услугах ранней помощи, за отчетный период.
3. Документы, утверждающие перечень и тарификацию услуг ранней помощи.
4. Источники финансирования программы ранней помощи.
5. Данные о поставщиках услуг ранней помощи: количество и территориальное распределение организаций - поставщиков услуг ранней помощи, ссылка на список организаций - поставщиков услуг ранней помощи с контактными данными, количество специалистов, сертифицированных на предоставление отдельных услуг ранней помощи, их базовое образование.
6. Данные о составе детей, получающих услуги ранней помощи: по возрасту, наличию статуса "ребенок-инвалид", месту воспитания (в государственном (муниципальном) учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации), наличию задержки развития без установленного статуса "ребенок-инвалид", наличию ограниченных возможностей здоровья.
7. Данные о распределении получаемых отдельных услуг ранней помощи детьми и семьями, в том числе по отношению к группам детей, указанных в п. 6.
8. Данные о возрасте начала первичного предоставления услуг ранней помощи в текущем году: доля детей с началом предоставления услуг в возрасте до 1 года, до 3-х лет.
9. Данные о доле детей, получающих услуги ранней помощи среди выявленных детей, нуждающихся в услугах ранней помощи.
10. Данные о наличии и использовании стандартизированных инструментов для оценки развития ребенка (ссылка на соответствующие документы).
11. Данные об инструментарии или методиках составления индивидуальной программы ранней помощи и оценки ее эффективности (ссылка на соответствующие документы).
12. Доля детей, зачисленных в число получателей услуг ранней помощи, для которых составлена индивидуальная программа ранней помощи в течение 30 дней с момента зачисления.
13. Доля детей, для которых составлена индивидуальная программа ранней помощи, получающих раннюю помощь в естественных ситуациях силами родителей.
14. Доля детей, получающих услуги по индивидуальной программе ранней помощи, у которых зарегистрировано снижение выраженности ограничений жизнедеятельности за текущий год.
15. Результаты оценки качества полученных услуг ранней помощи воспитывающими ребенка взрослыми (биологическими или приемными родителями, опекунами, другими родственниками).
16. Проблемы функционирования программы ранней помощи в субъекте в субъекте Российской Федерации.
17. Статистические данные оказания услуг ранней помощи в динамике по годам.