Уважаемые члены коллегии и участники заседания!
Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет, что государственная политика в области содействия занятости направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, объединение усилий участников рынка труда и согласованность действий при их реализации, а также координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, других общественных организаций в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. Участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения установлено отдельной статьей вышеуказанного закона.
В соответствии с Положением о Государственной службе занятости населения Чувашской Республики свои полномочия она осуществляет непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с органами исполнительной власти Чувашской Республики, федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В республике с участием органов службы занятости населения осуществляется реализация ряда республиканских целевых программ развития отдельных отраслей, которые в ходе реструктуризации и развития производства предусматривают создание новых и сохранение экономически целесообразных рабочих мест. Среди них: республиканские целевые программы развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы, легкой промышленности на 2005-2010 годы, развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на эти же годы, программа содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005-2010 годы, программа государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике и некоторые другие.
В рамках национальных проектов реализуются республиканские целевые программы: «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы», «Развитие образования в Чувашской Республике», «Совершенствование специализированных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики», а также республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на эти же годы.
Так, из более 39 тыс. человек, трудоустроенных с участием Госслужбы занятости Чувашии в 2007 году, свыше 15,4 тыс. сельские жители, что составляет 38,5% от общего количества трудоустроенных. В этих целях в сельских районах проведено 43 ярмарки вакансий, в которых приняли участие 292 организации, осуществляющие свою деятельность непосредственно в сельской местности.
В целях укрепления взаимодействия государственных структур, работодателей и общественных организаций по решению проблем занятости населения, совершенствования социально-трудовых отношений между Кабинетом Министров Чувашской Республики, объединениями работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» заключаются Соглашения о социальном партнерстве на среднесрочный период. Действует Республиканская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений.
Комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы обеспечивает реализацию республиканских и районных (городских) среднесрочных программ содействия занятости населения, которые разрабатываются в республике с 1992 года.
В настоящее время органами службы занятости населения республики реализуется Ведомственная целевая программа содействия занятости населения Чувашской Республики на 2007-2010 годы, включающая комплекс мероприятий по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения в рамках полномочий, переданных федеральным центром на уровень субъектов Российской Федерации, и финансируемых за счет Федерального фонда компенсаций.
Реализация программных мероприятий осуществляется на основе партнерских отношений с министерствами и иными органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, работодателями, учебными заведениями. В этих целях с республиканскими организациями заключено пять Соглашений о сотрудничестве по вопросам занятости населения и обеспечения дополнительных гарантий при трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Между администрациями районов и городов республики и государственными учреждениями-центрами занятости населения заключены Соглашения о сотрудничестве по содействию занятости населения по две тысячи десятый год включительно, в соответствии с которыми из местных бюджетов выделяются средства на организацию общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан.
Так, Государственным учреждением Центр занятости населения города Канаша в 2007 году подписано 12 соглашений о сотрудничестве по содействию занятости населения с администрациями Асхвинского, Атнашевского, Вутабусинского, Сеспельского, Караклинского, Кошноруйского и других сельских поселений.
В соответствии с Соглашением, подписанным между Центром занятости населения и Администрацией г. Чебоксары, осуществляется финансирование мероприятий содействия занятости населения за счет городского бюджета: в 2007 году – 300 тыс. руб., 2008 году – 348 тыс. руб., 2009 году – 378 тыс. руб., в 2010 году – 410 тыс. руб.
В 2007 году в целом по республике на реализацию активной политики занятости привлечено 1 млн. 12 тыс. рублей средств местного бюджета, что в полтора раза больше, чем в 2006 году. В течение 4 лет: с 2007 по 2010 год, предусматривается привлечение средств местного бюджета в соответствии с подписанными соглашениями более 5,5 млн. руб. Это приемлемый результат сотрудничества с органами местного самоуправления.
В результате совместной работы ситуация на регистрируемой части рынка труда Чувашской Республики характеризуется положительными тенденциями развития, о чем свидетельствует сложившийся уровень регистрируемой безработицы в республике на 1 июня 2008 года – 1,3%. (Российский показатель – 1,9).
По итогам 2007 года рост основных показателей реализации мероприятий содействия трудоустройству населения к соответствующему периоду 2006 года составил:
трудоустройство всех категорий граждан – на 1,9%;
организация ярмарок вакансий – на 21%;
организация общественных работ – на 9,1%;
организация труда несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время – на 6,1%;
количество поступивших от работодателей вакансий – на 13,3%.
Улучшение результативности и эффективности работы достигнуто и по другим направлениям деятельности Службы.
Работа органов службы занятости неразрывно связана с главным социальным партнером – работодателем. Участие работодателей в обеспечении занятости населения определено в законодательстве о занятости населения и мы в повседневной работе придаем огромное значение укреплению и расширению контактов с организациями. От того, насколько тесно и конструктивно развиваются партнерские отношения, зависит эффективность регулирования рынка труда.
Все эти годы в республике отрабатывались новые технологические подходы в организации взаимодействия органов службы занятости с работодателями, расширялся спектр услуг для граждан, ищущих работу. В результате кардинально изменились отношения между работодателями и органами службы занятости, обеспечив переход к новым активным формам взаимодействия между ними.
Прежде всего, расширено информационное поле. Центры занятости населения до работодателей довели полную информацию о деятельности службы занятости населения, ее функциях, задачах, направлениях в работе, условиях заключения договоров по активной политике занятости населения.
Проведена большая работа по совершенствованию банка вакансий и обеспечению широкого доступа к нему населения. Информация о вакантных местах в настоящее время размещается не только в информационных киосках и на стендах центров занятости населения, но и на сайте Госслужбы занятости Чувашии и Интернет-страницах ряда центров занятости городов и районов.
В настоящее время наши усилия направлены на дальнейшее развитие в каждом центре занятости взаимодействия между работодателями и гражданами, ищущими работу, в соответствии с утвержденными административными регламентами по оказанию государственных услуг.
В этих целях активно используются различные формы взаимодействия с работодателями. В 2007 году центрами занятости проведено 95 совещаний с работодателями. Основной тематикой проведенных совещаний было внедрение Административных регламентов и оказание государственных услуг в области содействия занятости населения, реализация статьи 25 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» «Участие работодателей в обеспечении занятости населения», организация временной занятости граждан и другие. И в этом году работодателям уделяется достаточное внимание: за январь-май проведено более 40 подобных совещаний.
Центром занятости г. Алатыря заключены соглашения о сотрудничестве с Военным комиссариатом и Алатырским сельскохозяйственным техникумом, в 2007 году проведено 18 совещаний с работодателями по вопросам содействия занятости населения.
Центром занятости г. Канаша совместно с работодателями рассмотрены вопросы:
«О подготовке высококвалифицированных кадров для машиностроительных предприятий города»;
«О квотировании рабочих мест для инвалидов»;
«О подготовке кадров для ЗАО «Промтрактор-Вагон» и другие.
По предложению центра занятости г. Чебоксары городским координационным комитетом содействия занятости населения принято решение о проведении конкурса работодателей и специалистов кадровых служб. Цель конкурса – определить предприятия и организации, наиболее активно участвующих в мероприятиях содействия занятости населения. Лучший работодатель будет определяться по итогам года по таким критериям, как своевременное и полное предоставление в центр занятости информации о наличии вакансий, прием на работу граждан по направлению центра занятости, выполнение квоты для приема на работу инвалидов и другим. Организационные вопросы по подготовке и проведению конкурса решает центр занятости населения, победители будут награждены дипломами и ценными подарками.
Значительную работу по взаимодействию с органами местного самоуправления и работодателями по осуществлению переданных полномочий выполняет Государственное учреждение Центр занятости населения Козловского района. Собранием депутатов района утверждена Программа развития общественных работ Козловского района на 2007-2010 годы, центром занятости систематически проводятся совещания и другие мероприятия с участием представителей работодателей и органов местного самоуправления. О работе центра занятости Козловского района по развитию социального партнерства мы услышим из выступления директора центра занятости Любови Степановны Осиповой.
Одним из самых эффективных направлений взаимодействия с работодателями является организация ярмарок вакансий рабочих и учебных рабочих мест. В 2007 году центрами занятости населения проведена 121 ярмарка вакансий и учебных рабочих мест (в 2006 году – 108 ярмарок вакансий), в которых приняли участие 711 организаций, что превышает показатель 2006 года на 131 единицу. На ярмарках вакансий было представлено более 10 тыс. вакансий, что на две с половиной тысячи больше, чем в 2006 году.
В прошлом году проведена 41 специализированная ярмарка вакансий для молодежи, 43-для жителей сельской местности, 10 – для женщин, 6 – для граждан, освобождающихся из мест лишения свободы.
Центр занятости населения города Чебоксары в 2007 году стал организатором 16 ярмарок вакансий. В них участвовали 90 организаций, которые предоставили 3269 вакансий. Указанные мероприятия посетили 3318 соискателей.
В 2007 году в целом по республике ярмарки вакансий и учебных рабочих мест посетили 9089 граждан, ищущих работу (в 2006 году – 7065 человек), из которых 3052 человека, или 33,6% от общей численности посетителей были трудоустроены.
За 17 лет деятельности органы службы занятости получили от работодателей сведения о наличии более 650 тысяч вакансий, ими трудоустроено около 428 тыс. граждан, обратившихся в центры занятости населения в поисках работы. Если в середине 90-х годов прошлого столетия уровень общего трудоустройства (отношение трудоустроенных граждан к численности обратившихся в целях поиска работы) составлял 20-25 процентов, то за прошлый, 2007 год он достиг отметки 61,4%. Это говорит о слаженной работе центров занятости с работодателями и эффективности проводимых совместных мероприятий, таких как «Ярмарка вакансий учебных и рабочих мест», заседания клубов кадровиков, совещания и «круглые столы» с руководителями организаций и специалистами кадровых служб и другие.
Благодаря системной и согласованной с работодателями работе на республиканском рынке труда происходят положительные изменения, характеризующие постепенное снижение молодежной безработицы, стабилизацию процесса высвобождения работников, продолжающееся снижение сельской безработицы.
Госслужба занятости Чувашии плодотворно сотрудничает со многими республиканскими учреждениями и ведомствами, все главные направления содействия занятости населения осуществляются на договорной основе или в рамках соглашений о сотрудничестве. В первую очередь это касается при решении вопросов по предоставлению дополнительных гарантий трудоустройства гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. В течение многих лет реализуются соглашения о сотрудничестве между органами службы занятости населения и ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» для координации совместных действий по вопросам реализации программы профессиональной реабилитации инвалидов, признанных в установленном порядке безработными.
В 2007 году в органы службы занятости населения республики обратился за содействием в трудоустройстве 2451 инвалид, или 4,7% от общего числа граждан, обратившихся в органы службы занятости. Для эффективной реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида многие центры занятости населения совместно с учреждениями медико-социальной экспертизы осуществляют совместные приемы инвалидов в помещениях центров занятости. В результате принятых мер в 2007 году трудоустроено 1411 инвалидов, или 57,6% к общему числу обратившихся в органы службы занятости инвалидов.
В 2007 году специалистами Госслужбы занятости Чувашии осуществлена проверка в части выполнения работодателями квоты для приема инвалидов в 17 районах и городах республики и установлено, что из 273 проверенных организаций только 124 выполнили квоту (45,4%). Невыполнение квоты по проверенным организациям составило 426 рабочих мест, или 27,0% от общего числа заквотированных рабочих мест. Обращаю внимание директоров центров занятости на необходимость усиления работы в данном направлении и прошу обеспечить эффективное сотрудничество и взаимодействие с работодателями по выполнению квоты и трудоустройству инвалидов. В этих целях предлагаю дополнительно довести до работодателей, в отношении которых действует квота, информацию о порядке квотирования рабочих мест и трудоустройстве инвалидов, а при необходимости провести совещания и другие мероприятия, направленные на улучшение этой работы.
Эффективное регулирование процессов формирования и использования трудовых ресурсов становится возможным лишь в системе развитых отношений социального партнерства. Укрепление и развитие партнерских отношений с органами местного самоуправления, а в сельской местности – и с сельскими поселениями, общественными организациями позволяют службе занятости более эффективно решать вопросы занятости населения, в том числе в организации мероприятий активной политики занятости.
Значительно увеличилось количество предложений со стороны органов местного самоуправления и работодателей на организацию общественных и временных работ, расширилась возможность трудоустройства неконкурентоспособной части населения на рынке труда. В практике работы службы занятости все более активно используются информационные письма или буклеты с целью привлечения работодателей для участия в реализации мероприятий активной политики занятости. В целях дальнейшего расширения сотрудничества с работодателями в 2007 году для центров занятости по заказу Службы было изготовлено более 80 тыс. штук цветных, иллюстрированных буклетов по развитию форм сотрудничества и трудоустройства граждан.
В последние годы рынок труда Чувашской Республики вызывает все больший интерес и становится привлекательным для граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья. Наблюдается тенденция роста числа прибывших иностранных граждан и лиц без гражданства для осуществления трудовой деятельности, в основном, в обрабатывающем производстве и строительстве. Если в 2007 году в период формирования квоты на 2008 год поступило заявок от 56 работодателей на привлечение 1400 иностранных работников, то только за январь - апрель т.г. на резерв в количестве 417 человек поступило от 212 работодателей на привлечение более 2 тыс. иностранных работников. Проведенный анализ поступивших от работодателей заявок на привлечение иностранной рабочей силы показывает следующее:
работодатели, желающие привлекать иностранных работников, слабо осведомлены о действующих нормативных правовых документах в сфере миграционного законодательства и недостаточно пользуются услугами консультационных пунктов, созданных в центрах занятости населения;
представившие свои заявки о потребности в иностранных работниках в уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот – Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, не представили в центр занятости населения сведения о наличии этих свободных рабочих мест (вакантных должностей) в соответствии с Административным регламентом.
На селекторном совещании 29 апреля т.г. по вопросу «Замещение российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников», отмечая положительную работу органов службы занятости в реализации поставленных задач по привлечению и использованию иностранных работников, Роструд поставил следующие задачи:
принять все необходимые меры по удовлетворению потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;
предусмотреть возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации;
организовать учет замещения рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, российскими гражданами и ежемесячно представлять информацию в Роструд;
организовать взаимодействие с работодателями, предусматривающими привлечение иностранной рабочей силы, по направлению на свободные рабочие места из числа незанятых российских граждан или после прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости.
Заявки работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, доводятся до центров занятости населения для рассмотрения и принятия соответствующего решения о целесообразности или нецелесообразности в привлечении иностранных работников. Роструд в ходе селекторного совещания выразил озабоченность тем, что в ряде субъектов Российской Федерации органы службы занятости не проработали рабочие места, на которые предусматривается привлечение иностранной рабочей силы, чтобы направить туда российских граждан, не проведена работа по обучению или переобучению российских граждан по тем профессиям, которые предназначены для мигрантов.
В этой связи центры занятости получили от Госслужбы занятости Чувашии соответствующие указания о совместной работе с органами местного самоуправления и работодателями по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые планируется привлечение иностранных работников.
Результаты социологических опросов показывают, что в работе органов службы занятости есть положительные тенденции улучшения качества оказываемых услуг и повышения степени удовлетворенности клиентов службы занятости - как работодателей, так и граждан, ищущих работу. Взаимодействие органов службы занятости населения республики с органами местного самоуправления и работодателями в осуществлении переданных полномочий в области содействия занятости населения должно быть системной и целенаправленной работой.
Исходя из вышесказанного, перед органами государственной службы занятости Чувашской Республики ставлю задачи:
1. Руководителям структурных подразделений Службы:
внедрять в практику работы Службы и центров занятости населения новые перспективные формы взаимодействия и сотрудничества с органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, работодателями и иными организациями;
обеспечивать своевременную реализацию Соглашений о сотрудничестве между Госслужбой занятости Чувашии и заинтересованными организациями, добиваться расширения и укрепления деловых контактов с ведущими товаропроизводителями и организациями республики.
2. Директорам государственных учреждений центров занятости населения:
обеспечивать реализацию соглашений о сотрудничестве между администрациями районов и городов Чувашской Республики на 2007-2010 годы, особенно в части выделения финансовых средств из местного бюджета в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан;
информировать своевременно администрацию города, района о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, выполнении организациями квоты для приема на работу инвалидов;
совершенствовать практику работы по созданию и ведению банка высококвалифицированных специалистов, ищущих работу или желающих сменить место работы при содействии органов службы занятости;
продолжить практику проведения проверок организаций в части выполнения ими квоты для приема на работу инвалидов, довести до работодателей при необходимости дополнительно информацию о порядке квотирования рабочих мест и трудоустройства инвалидов.
Уважаемые коллеги! Указом Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова в Чувашской Республике 2008 год объявлен Годом добрых дел. 2008 год также является Годом семьи в России. Органы службы занятости совместно с органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности и общественными объединениями принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках Года добрых дел, благотворительных акциях, способствующих воспитанию доброты и милосердия. Совместная слаженная работа с социальными партнерами и органами местного самоуправления – залог успехов в решении поставленных задач и осуществлении переданных полномочий в области содействия занятости населения.
Спасибо за внимание.