КАК СОСТАВИТЬ
БИЗНЕС-ПЛАН
Что такое бизнес-план?
Бизнес план может быть толстым цветным документом для банка с множеством таблиц и графиков, а может быть написан для себя от руки на листке бумаги…
Главное, он должен быть ПЛАНОМ, выполнение которого позволит получить ПРИБЫЛЬ, ради чего и начинается любой БИЗНЕС.
Бизнес-идея
В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.
Она может быть выражена одной фразой, например: «Буду шить дома шапки из меха!»
Бизнес-идея — это только самое начало пути к бизнес-плану, но успех бизнеса очень сильно зависит от правильного выбора бизнес-идеи. Только очень опытный и грамотный бизнесмен может сделать прибыльным бизнес, основанный практически на любой бизнес-идее. Новичку нужно выбрать очень хорошую бизнес-идею.
Какой должна быть бизнес-идея, чтобы ее можно было назвать хорошей?
Она должна быть потенциально УСПЕШНОЙ и ПОДХОДЯЩЕЙ для Вас.
Успешная бизнес-идея
Ни для кого не секрет, что бывают ситуации, когда некоторый бизнес «без особых усилий» начинает быстро развиваться - можно вспомнить быстрое завоевание России йогуртами в 90-е годы. Фирмы, торговавшие йогуртами, росли как на дрожжах. На тот момент бизнес-идея поставлять в Россию из-за рубежа йогурты была потенциально успешной, только очень неумелый человек мог сделать убыточным такой бизнес. В 2000-ых годах ситуация повторилась с сотовыми телефонами.
Эти же идеи в настоящее время можно смело назвать проигрышными, отечественные йогурты продаются в каждом магазине, салоны сотовой связи - на каждом углу.
Большинство начинающих предпринимателей недолго раздумывают над выбором бизнес-идеи, ориентируясь исключительно на примеры, которые у всех на виду. Бизнес-идея, выбранная по такому принципу, как правило, содержит ссылку на этот образец: «Буду торговать мороженым, как моя знакомая».
Может ли быть успешной такая идея? Может, но наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке, имеют своих постоянных поставщиков и покупателей. Новичку же придется несладко, придется налаживать бизнес с нуля при высокой конкуренции.
Сейчас практически невозможно найти растиражированный бизнес, который бы был высокоприбыльным. Крупные компании заняли все, что еще можно было занять.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Понятно, что малый бизнес должен искать маленькие ниши, на такие ниши не позарятся крупные компании и в них можно будет выжить и даже длительное время процветать.
Например, один предприниматель решил изготавливать специальные защищенные светильники для подъездов жилых домов. Его выбор был основан на том, что массово выпускаемые защищенные («гаражные») светильники оберегают лампочку от ударов, но не предотвращают ее кражу. Изготавливаемый им из отходов металла светильник был настолько неказист, что не привлекал воров, чем очень нравился жильцам.
Этот начинающий предприниматель предложил товар, которого не было на рынке, поэтому его бизнес-идею стоит оценить как очень успешную. При этом спрос на такие услуги не столь массовый, чтобы заинтересовать крупную компанию.
Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас предлагается множество товаров, которые появились не так давно на основе простой, нетривиальной идеи. Например, швабры, позволяющие выжимать тряпку не замочив руки, еще 10 лет назад были суперновинкой. Казалось бы, ничего сложного, почему их не придумали ранее, ведь в таком изделии нет никаких технологических суперновинок.
Часто не требуется даже придумывать, достаточно только применить увиденное в другой области. Гибкие шланги использовались очень широко, но при подключении сантехники всегда применяли металлические трубы. Из-за этого приходилось вызывать сантехника, он гнул трубы и с использованием сварочного аппарата, наконец, устанавливал кран. Потом догадались выпустить специальные гибкие шланги для водопровода, теперь никто не представляет себе иного способа присоединения сантехники.
Иногда идея уже используется, но в другом регионе или стране. Очень много идей до сих пор привозят наши соотечественники с Запада, и наоборот, во время перестройки большой популярностью за рубежом пользовалась наша периодика с «советами домашнему мастеру».
Но не всякая оригинальная идея будет успешной.
Очень много зависит от того, есть ли объективные предпосылки для ее успеха. Особенно это важно в период кризисных явлений в экономике.
В Перми сейчас активно развивается сфера услуг: пошив портьер, татуировки и пр. Идея заняться подобным в небольшом поселке будет конечно оригинальной, но явно не успешной.
Успешная идея должна быть подкреплена следующим:
– Покупатель должен нуждаться в Вашем товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет. В некоторых случаях покупатель может еще не знать о Вашем товаре, но тогда он должен понимать его полезность для него. Например, покупатель может не знать о существовании какого-то лекарства, но он легко убедится в его полезности;
– Покупатели должны быть готовы заплатить Вашу цену товара. Все мы хотели бы иметь автомобиль, но не у всех есть деньги на его покупку. Если Вы решаете вопрос о производстве экологически чистой сметаны, то не достаточно спросить знакомых, нужна ли она им. Почти все едят сметану, и все предпочитают экологическую чистоту. Все ответят – да! Но если спросить, заплатят ли они за экологически чистую сметану вдвое дороже, то ответ, несомненно, будет иным.
Потребность в продукте совсем не то же самое, что готовность выложить за него деньги.
Будет ли спрос на оригинальный товар – сказать очень сложно. Казалось бы, и полезен новый товар, и недорого стоит, но покупать его почему-то не спешат. Просто, покупатели не готовы воспринять Ваш товар или услугу.
Необходимо считаться с тем, что люди не меняют свои привычки резко. Картофелечистки существуют не один десяток лет, стоят они не дороже ножа и сильно упрощают чистку овощей, но до сих пор многие противятся их использованию и чистят картошку по старинке.
Именно поэтому успешная бизнес-идея не должна быть излишнеоригинальной. Торговля чудо-товарами может оказаться как сверхприбыльной, так и разорительной. Зато продажа слегка улучшенных обычных товаров пусть и не принесет златых гор, но и убыточной точно не станет.
Тут мы подошли еще к одному условию успешности бизнес-идеи: чем меньше рисков – тем лучше.
Вложение своих денег в покупку морозильного лотка для торговли мороженным летом выглядит очень заманчиво, однако, если лето выдастся дождливым, то заработать ничего не удастся. В то же время торговля хлебом гораздо менее рискованный бизнес, он не зависит ни от погоды, ни от экономической ситуации (хлеб — последнее, на чем начинают экономить).
Какие идеи более успешны во время кризиса?
Во-первых, надо замещать подорожавший импорт. Если раньше многие ездили отдыхать в Турцию и Египет, то во время кризиса люди возвращаются к летнему отдыху в родных местах. Сдача внаем дач снова становится успешной деятельностью.
Во-вторых, надо помогать повторно использовать вещи. Комиссионные магазины, ремонт и обновление вещей начнут вновь пользоваться спросом.
В-третьих, надо дать возможность клиенту экономить, то есть предложить более ноские вещи, простые, но надежные устройства.
Подходящая бизнес-идея
Даже самая успешная бизнес-идея может быть совершенно не подходящей для Вас. К примеру, сейчас комиссионная торговля переживает второе рождение, и мысль открыть комиссионный магазин представляется перспективной. Но если Вы никогда не были связаны с торговлей и плохо ориентируетесь в ценах, то Вам не стоит этим заниматься.
Подходящая бизнес-идея – это такая идея, которая опирается на Ваши возможности, знания и опыт. Как определить, подходит ли Вам та или иная идея бизнеса? Проще простого: ответьте на вопрос, почему именно Вам этот бизнес удастся лучше, чем другим.
В первую очередь следует оценить свои профессиональные навыки. Имеете ли Вы образование и опыт в той сфере, в которой собираетесь заняться бизнесом? Если да, то это уже огромный плюс.
Вполне возможно, что Вы не профессионал, но способный любитель-самоучка. Это тоже неплохо. Большинство женщин не обучалось на парикмахера или визажиста, но они понимают в этом толк, им нравится эта деятельность. Женщине не потребуется много времени для того, чтобы достичь в этой сфере профессионального мастерства. Именно поэтому подобный бизнес гораздо более подходит женщинам, чем мужчинам, хотя среди известных парикмахеров – немало мужчин.
Редко кто рассматривает свое хобби как основу бизнеса. А жаль, это может быть подходящий бизнес: Вы много знаете в этой области, имеете опыт, любите свое хобби, а сделанная с любовью работа обязательно будет оценена потребителем, будь то вышивание бисером или ремонт и реставрация мебели.
Наконец, бизнес может быть подходящим в силу Ваших личных особенностей. Набор текстов на компьютере требует аккуратности и терпения, такая деятельность гораздо больше подойдет увальню, чем спортсмену, которому надо все время куда-то бежать. Не стоит становиться продавцом тому, кто не любит общаться с людьми и свободное время проводит один перед телевизором.
Бизнес может оказаться подходящим, если Вы имеете какое-то оборудование для его ведения или площади для его размещения. Например, если Вам в наследство достался старенький частный дом рядом с автозаправкой, то Вам вполне может подойти придорожная торговля, ведь у других, пусть более опытных в торговле, нет столь удачно расположенного участка земли.
Подведем итог: Ваши особенности – знания и умения, черты характера, имущество, которым Вы владеете – могут делать Вас более приспособленным для ведения какого-то бизнеса. Вы сразу получаете преимущество по отношению к тем, кто этим не наделен.
Выбор успешной и подходящей бизнес-идеи будет проще сделать, если Вы воспользуетесь специальной методикой, изложенной в приложении № 1. Не поленитесь заполнить таблицу – изложенные на бумаге доводы позволят значительно лучше осмыслить достоинства и недостатки различных вариантов.
От бизнес-идеи к бизнес-плану
Бизнес-идея, сформулированная с виде одного предложения, может быть гениальной, но из нее ещё непонятно, что же нужно делать, чтобы получить заложенные в ней миллионы. Искусство бизнеса состоит не только в поиске бизнес-идеи, но и в ее грамотном осуществлении.
Организовать успешный бизнес ничуть не проще, чем построить хороший дом. Стали бы Вы строить дом без детального плана?
Создание плана требует тщательности и учета всех деталей. Если Вы уже поняли, что делает планируемый бизнес успешным, а что этому мешает, то первый шаг сделан. Если Вы можете ответить, почему он Вам подходит – это еще один шаг.
Теперь пора задуматься над вопросом: «КАК я буду этим заниматься?»
Работа с клиентами
Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа Вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли Вам придется проститься.
Первое и главное заблуждение начинающих бизнесменов насчет клиентов можно выразить примерно такой фразой: «Все будут покупать мои деревянные ложки, потому что они – лучшие!»
На самом деле, клиентам нужны не деревянные ложки как таковые, а удовлетворение их потребностей, например:
– иметь сувенир, элемент дизайна кухни в народном стиле;
– пользоваться ложкой, не царапающей антипригарное тефлоновое покрытие.
Различие в потребностях влечет за собой различие в критериях выбора товара покупателем:
– искатели сувениров будут в первую очередь обращать внимание на красоту, при этом им совершенно безразлично, удобно ли этой ложкой есть;
– те, кто использует тефлоновые сковородки, купят не раскрашенную ложку и будут тщательно оценивать, насколько удобно ею пользоваться.
Можно ли продать одну и ту же ложку обеим категориям покупателей? Можно, если сделать ее такой, чтобы она удовлетворяла обе потребности. Например, это может быть ложка, декор которой будет не нарисован, а вырезан или выполнен выжиганием и не на рабочей поверхности, а на ручке.
Чем больше потребностей способен удовлетворить товар, тем больше покупателей захочет его приобрести.
Еще одна ошибка начинающих – представление о том, что они прекрасно знают, почему клиенты покупают их товар. «Женщины приходят ко мне стричься, потому что я отлично стригу» – утверждает парикмахер. Однако, если спросить самих клиенток, то причин будет намного больше:
– приемлемая цена;
– с мастером приятно поболтать;
– нравится интерьер парикмахерской;
– сюда же ходит начальница;
– салон расположен на 3 этаже и прохожие не могут заглядывать в окно;
– и еще много самых разнообразных причин...
Несомненно, мастерство парикмахера ничем не заменишь, но если посетители очень ценят возможность поговорить с мастером, то разговорчивый мастер с посредственными способностями может легко переманить клиентов у молчаливого суперпрофессионала.
Хорошее обслуживание клиента всегда направлено на удовлетворение его потребностей. Но как узнать эти потребности?
Крупные фирмы проводят специальные опросы покупателей, которые охватывают сотни клиентов. Им задают не один десяток вопросов. Начинающему предпринимателю это не под силу, но у него есть свое неоценимое преимущество – он ежечасно лично общается с клиентами и может многое от них узнать.
Во-первых, необходимо нарисовать портрет среднестатистического клиента.
Рассмотрим небольшой магазинчик бытовой химии, расположенный у автобусной остановки в жилом районе. Его посетителями, скорее всего, будут возвращающиеся с работы женщины. Они хотят по пути домой купить, например, средство для мытья посуды. В представлении этой группы покупателей главная потребность, которую удовлетворяет магазинчик, – это экономия времени. Поэтому вечером магазин должен работать до тех пор, пока основная масса людей не вернется с работы. Цена для этих покупателей не столь решающий фактор, в этом магазине они не делают закупок впрок. Даже ассортимент продукции не столь значим, потому что покупки делаются вынужденно, клиент готов купить не то средство, которым он обычно пользуется, просто потому, что дома нет никакого. Эта группа клиентов вряд ли станет приобретать в этом магазине косметику или парфюмерию. Такие покупки не делаются мимоходом, их можно отложить до похода в специализированный магазин.
С помощью портрета среднестатистического клиента удалось сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен. Раз покупатели не так привередливы в выборе марки товара, то на прилавке можно держать всего два-три наименования каждой группы товаров, а не по десятку выпускаемых зубных паст или стиральных порошков. Это реальная экономия оборотных средств!
Во-вторых, нужно внимательно слушать, что спрашивает клиент, и стараться понять его потребности.
Например, Вы торгуете спортивной одеждой, и подошедший в Вам клиент спросил: «А этот костюм из чистого хлопка?» Что можно сказать о потребностях клиента? Он ищет одежду из натуральных материалов, поэтому дальнейший разговор с ним нужно строить в этом ключе. Он заинтересуется, если ему предложить модель хотя и прошлого сезона, но из необходимого ему хлопка. Вполне вероятно, что он решит ее приобрести. С другой стороны, если клиент спросил: «А где у вас можно посмотреть последние поступления «Найк»?» – то предлагать ему модель прошлого сезона опасно, он может просто обидеться. Ведь из его вопроса понятно, что ему нужна модная одежда известной марки.
Слушайте клиента, и он сам Вам подскажет, как продать ему товар.
Поскольку клиент удовлетворяет свои потребности, конкурентами Вашего товара будут не только его аналоги, но также все товары, удовлетворяющие ту же самую потребность.
Пусть Вы решили торговать хрустальными изделиями. Кто будет вашим конкурентом? Если сказать, что конкурентами будут продавцы фарфора или ювелирных изделий – это вызовет удивление. Однако если вспомнить, что хрусталь почти всегда покупается в подарок, то станет понятно: подарком является не только сервиз или кольцо, но и кухонный комбайн или галстук. Круг конкурентов гораздо шире, чем казалось вначале.
Конкуренция
Уже на стадии планирования бизнеса надо оценить уровень конкуренции, с которым Вам придется столкнуться, и наметить пути «победы над конкурентами».
Необходимо знать, что бывают виды деятельности, где конкуренция всегда очень сильна. Примером может служить торговля сельхозпродукцией. Производителей и продавцов очень много, и жесткая конкуренция между ними приводит к низкому уровню цен.
В условиях сильной конкуренции продавцы могут привлекать покупателей почти исключительно с помощью низких цен. Понятно, что в таких условиях очень трудно организовать прибыльный бизнес.
По возможности следует избегать видов деятельности, которые втянут Вас в ценовую конкуренцию. Лучший вариант – отсутствие прямых конкурентов. Но это возможно только при оригинальной бизнес-идее.
Что делать, если все-таки придется столкнуться с сильной конкуренцией?
Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же какой-то продавец создаст о себе особенное мнение, то он сможет установить и свою особенную цену. Покупатель не будет уже так придирчиво сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями:
– действительно изменить товар или услугу, например, предложить не просто пошив одежды, а также ныне модное искусственное состаривание изделий (потертости, дырки…);
– не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств, например, стиральные машины «Аристон» одно время рекламировались как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; очевидно, что ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»;
– попытаться утвердить в сознании одной из групп покупателей, что этот товар произведен специально для них, например, сейчас почти все считают, что телефоны-«раскладушки» разработаны специально для женщин.
Очень важно, чтобы отличие положительно воспринималось основой группой клиентов, потому что оно может оттолкнуть другие группы клиентов. Некоторые кафе, ориентированные на молодежь, обычно предлагают не слишком обходительное обслуживание и оглушительно громкую музыку, однако для молодежной аудитории это является привлекательным моментом. Кафе, расположенное рядом с ПТУ или в окраинном жилом массиве, может выбрать подобный стиль, т.к. значительная часть посетителей отреагирует положительно. Однако аналогичное кафе в центре города, скорее всего, разорится, ведь туда чаще заглядывают респектабельные люди среднего возраста.
Для оценки конкурентоспособности Вашего будущего бизнеса и разработки плана конкурентной борьбы следует составить список конкурентных преимуществ. Этот список включает факторы, позволяющие Вам победить в конкуренции.
Конкурентные преимущества бизнесмена, планирующего заняться продажей с лотка кондитерских изделий, может выглядеть следующим образом:
– есть помещение рядом с местом торговли, что позволит обойтись без автомобиля для ежедневной перевозки товара и оборудования, а также избежать затрат на аренду склада;
– наличие товароведческого образования и опыта работы с кондитерскими изделиями, что поможет грамотно формировать ассортимент и давать квалифицированные советы покупателям;
– самостоятельно изготовленная витрина, дающая покупателям хорошо рассмотреть товар, а также крупные и детальные ценники, отпечатанные дома на компьютере, и удобные для основной категории посетителей — пенсионеров.
Конкурентные преимущества почти всегда строятся на более полном удовлетворении потребностей клиентов.
В приведенном примере конкурентные преимущества основаны на предоставлении клиенту более полной информации о товаре (внешний вид, название, цена и консультация продавца).
И в рекламе нужно акцентировать внимание на свои конкурентные преимущества, т.к. клиент сам может и не догадаться об их существовании.
Риски
Риски — это те обстоятельства, которые не зависят от бизнесмена и могут привести к существенному ухудшению показателей бизнеса (уменьшению прибыли, сокращению числа клиентов, а то и вовсе к невозможности дальнейшей деятельности).
Описать риски до начала бизнеса необходимо для того, чтобы:
– оценить вероятность того, что планируемые показатели бизнеса (прибыль, количество клиентов) не будут достигнуты;
– заранее определить, чего следует более всего опасаться, и наметить пути нейтрализации негативных последствий.
Как пример приведем перечень рисков для распечатки текстов на домашнем компьютере:
– компьютер может сломаться, что потребует значительных затрат на ремонт;
– могут сильно подорожать расходные материалы для принтера, из-за чего придется повысить расценки, и потерять часть клиентов;
– быстрое распространение домашних компьютеров позволит их владельцам распечатывать тексты дома;
– в образовательных учреждениях открываются компьютерные классы, где дети клиентов смогут сделать нужную работу для родителей.
Самым серьезным риском является риск поломки, но его можно уменьшить путем регулярной профилактики и точного соблюдения правил использования. Другие риски, хотя и не столь высоки, но им практически нечего противопоставить. Обобщая эти риски, можно констатировать, что распечатка текстов на компьютере является умирающим бизнесом, и это самый большой риск.
Но небольшая модификация может существенно изменить перспективы: перевод бумажных документов в электронный вид – растущий бизнес, который, кроме того, не зависит от риска подорожания расходных материалов. Необходимое для такого бизнеса программное обеспечение сейчас прилагается почти ко всем сканерам. Даже организации имеют потребности в переводе старых бумажных архивов в электронный вид, а поскольку свой персонал занят текущей работой, то заказ подобной работы стороннему исполнителю вполне возможен.
Стоит думать над тем, как изменить бизнес, чтобы уменьшить риски. Риски могут быть оправданной платой за большую прибыль, но неопытному предпринимателю лучше начинать бизнес с наиболее надежных вариантов.
Исследования
Есть два основных способа получения информации о будущем бизнесе:
– лучше всего поработать в виде наемного работника в таком же бизнесе; за месяц работы вы узнаете столько секретов и особенностей этого бизнеса, сколько не описано ни в одной книге;
– если нет возможности увидеть бизнес изнутри, то всегда есть возможность понаблюдать снаружи - постойте денек рядом с конкурентом, и вы увидите, сколько приходит клиентов, в какое время, на что они обращают внимание, узнаете много других важных деталей.
Если конкурент работает в другом районе, и прямой конкуренции между вами нет, то можно попробовать напрямую спросить его о «секретах мастерства». Некоторые готовы поделиться знаниями, если не видят для себя в этом опасности.
Как уменьшить потребность в средствах
Независимо от наличия средств, лучше уменьшить их трату — небольшой резерв всегда необходим, т.к. непредвиденные ситуации случаются всегда. Потребность в начальных тратах можно сократить разными способами, чтобы уложиться именно в те средства, которыми Вы располагаете.
Во-первых, нужно правильно выбрать вид бизнеса. Сразу лучше откинуть варианты открытия собственного магазина или ресторана — расходы на ремонт помещения и покупку оборудования огромны. Вид бизнеса можно признать хорошим, если:
– не требуется дорогостоящее специальное оборудование;
– не требуется специальное отдельное помещение (например, ст. 17 Жилищного Кодекса допускает использование жилого помещения для предпринимательской деятельности, если это не нарушает права других, т.е. вязать оренбургские шали в квартирах можно, а изготавливать табуретки — нет);
– не требуется персонал, на начальном этапе лучше рассчитывать на свои силы и родственников, т.к. работодатель несет много расходов даже в случае увольнения персонала, если бизнес «не пошел»;
– объём производства и сбыта может сильно варьироваться (например, если закуплено производительное оборудование - большая печь для выпекания кондитерских изделий, то производить небольшое количество пирожков будет нерентабельно, поскольку может оказаться, что пирожки плохо продаются, а печь их можно только большими партиями);
– доля добавленной стоимости должна быть высока, т.е. в цене изделия/услуги большую долю должен занимать Ваш труд, а не закупаемые Вами материалы и услуги (если уж производить швейные изделия, то не постельное белье, в стоимости которого очень велика доля стоимости ткани, а одежду, где работа стоит дороже материала);
– не требуется создание товарных запасов (если бизнес все же требует постоянного наличия материалов, то можно попробовать работать с материалом заказчика, переложив на него проблему обеспечения материалами — цена таких услуг меньше, но и средств требуется существенно меньше);
– с коротким производственным циклом и быстрым оборотом средств, т.е. лучше производить леденцы на палочке, изготавливаемые в течение часа, чем заниматься производством сыров, которым для созревания требуются месяцы;
– без сезонности, т.к. сезонность, например, в сельском хозяйстве всегда сопровождается расходами весной, а выручкой только осенью, поэтому все лето надо финансироваться из собственных средств.
Во-вторых, надо использовать имеющиеся ресурсы. Если дома много электроинструментов, то оказание услуг по мелкому ремонту («муж на час») не потребует затрат — все необходимое уже имеется. Что еще у Вас уже есть, и что можно использовать:
– образование, знания, опыт — это как минимум снижает расходы на обучение;
– квартира, гараж, дача...
– автомобиль, швейная машинка, компьютер, фотоаппарат...
– друзья, знакомые, социальные связи — через них можно организовать сбыт и сэкономить на рекламе;
– клиентская база с прежней работы — этим клиентам можно предложить свои услуги, и если они знают Вас как грамотного специалиста, то следующий заказ получит не фирма, где Вы работали, а лично Вы;
– бросовые ресурсы данной местности — это «золотая жила», если удастся их обнаружить (например, торговля основана на перевозке товара из места, где он обычен и «валяется под ногами», в другую местность, где он редкий и дорогой: бананы везут из стран, где они растут вдоль дорог, а применяемую в косметических целях «голубую глину» где-то счищают с сапог; но для того, чтобы понять, что именно является бросовым здесь и может быть выгодно продано в другой местности, надо самому много путешествовать или хотя бы поговорить с большим количеством знающих людей.
В-третьих, можно использовать ресурсы поставщиков и покупателей. Покупатели могут оплачивать аванс, что уменьшит потребность в оборотных средствах, а у поставщиков можно просить отсрочку платежа. В кризис это достаточно сложно сделать, но пренебрегать такой возможностью не стоит — надо пробовать. Примером может служить комиссионный магазин — товар для продажи предоставляет клиент, поэтому нет никаких расходов на заполнение полок товарами.
В-четвертых, можно не реализовывать полный цикл производства, а сосредоточиться только на одной операции. Для продажи пирожков можно не организовывать все производство, начиная от изготовления теста, а приобретать готовое тесто, это позволит отказаться от покупки части оборудования. Кроме того, прибыльность отдельных операций различна, поэтому стоит выбирать самую выгодную.
Каждую бизнес-идею можно слегка модернизировать, чтобы сократить начальные расходы. Важно не следовать стереотипам и не стараться сделать все «на мировом уровне», обзаводиться офисом, секретарями и прочей престижной атрибутикой. От многого можно отказаться, даже от помещения: есть успешные примеры предоставления парикмахерских услуг на дому у клиента. Необходимо быть изобретательным, чтобы найти способ сэкономить, но в то же время надо учитывать и привычки клиентов — слишком экстравагантные условия его могут отпугнуть.
Начало бизнеса
На основе изучения клиентов, конкуренции и рисков нужно составить детальный план действий для организации бизнеса. В него должно войти все, что необходимо для начала: площади, оборудование, обучение, регистрации и пр.
Возьмем самый распространенный пример – пошив одежды на дому. В первую очередь определимся, какое будет необходимо оборудование:
– швейная машинка;
– оверлок;
– гладильная доска;
– утюг.
Какая нужна будет машинка? Достаточно ли будет бытовой многооперационной машинки, или придется приобретать профессиональную машину? Можно ли будет пользоваться тем утюгом, который уже имеется, или нужен утюг с более сильным паром?
Надо также решить, можно ли все это оборудование разместить в квартире, не потребует ли оно трехфазного электропитания, которого в жилых домах не делают?
Аналогично нужно составить список всех работ по подключению и наладке оборудования, регистрации в качестве предпринимателя, а также регистрации в налоговой инспекции.
Соберите весь список в таблицу. Пометьте то, что уже имеется в наличии. Оцените стоимость того, что необходимо сделать, а также срок, в течение которого все это может быть сделано.
Стоимость того, что необходимо будет оплатить, составит единовременные затраты на начало бизнеса.
Имеются ли у Вас эти деньги? Можете ли Вы их достать? Лучше рассчитывать на собственные сбережения, а не на кредит, ведь Вы только начинающий предприниматель, и Ваш бизнес может оказаться неудачным.
Для сокращения единовременных затрат стоит еще раз проанализировать, без каких трат можно обойтись первое время, перенеся их с начала деятельности на тот период, когда бизнес уже начнет приносить плоды.
Возможно, Вам просто нужно отказаться от «наполеоновских планов» и не планировать свой бизнес «на уровне мировых стандартов». Начните с небольшого объема, с простых товаров и услуг, а когда поймете, что бизнес удался, купите все необходимое.
Установив сроки выполнения всех работ, Вы получите дату начала деятельности. До этого момента Вы не будете получать деньги от клиентов. Не слишком ли долго придется ждать? Будет ли Вам хватать денег на жизнь в течение этого периода после оплаты единовременных затрат?
Нельзя игнорировать работы, которые не требуют затрат, например, регистрация в налоговой инспекции займет у Вас определенное время. Если Вы не учтете сроки этих работ, то запланируете начало деятельности на более ранний, нереальный момент. В результате Ваши средства могут кончиться до того, как начнут поступать деньги от клиентов.
Доходы и расходы
После того, как Вы определились со стоимостью и длительностью подготовительного периода, надо начать рассчитывать текущие финансовые показатели.
Если Ваш бизнес не имеет сезонных колебаний, а Ваши затраты и поступление денег от клиентов совпадают по времени, то достаточно рассчитать средние месячные показатели. Примерами таких видов деятельности являются работа парикмахерской, продажа продовольственных товаров, ремонт телевизоров.
Первым делом необходимо оценить месячный доход. Это может быть сделано несколькими способами:
– узнать выручку у конкурента, который работает в аналогичных условиях (обычно продавцы не делают секрета в дневной выручке, если Вы скажете, что планируете заняться таким же бизнесом, но в другом микрорайоне);
– оценить количество клиентов и, прикинув среднюю сумму покупки, вычислить месячный доход (количество клиентов и среднюю сумму можно уточнить, просто наблюдая в течение нескольких часов за работой конкурента).
Оценку дохода необходимо обязательно чем-то подкреплять. Не поленитесь расспросить и понаблюдать. Самая основная причина неудач – завышенный уровень ожидаемых доходов. Вам может казаться, что 100 клиентов ежедневно – это вполне реально. Однако Ваше суждение, возможно, было основано на посещении рынка в воскресенье, а о количестве покупателей в другие дни Вам ничего не известно.
Если Вы собираетесь оказывать несколько различных услуг или производить несколько товаров, то стоит оценить спрос на каждый из них. Это потребуется для подсчета расходов.
Необходимо учитывать только текущие (ежемесячные) расходы, единовременные были учтены в расчете затрат на начало бизнеса.
Расходы надо сгруппировать по видам, например, таким образом:
– сырье и материалы;
– закупка товаров;
– арендная плата;
– зарплата наемных работников;
– платежи по социальному страхованию работников;
– коммунальные платежи;
– ремонт оборудования;
– прочие.
Не ежемесячные, но почти регулярные платежи, вроде ремонта оборудования, стоит включать в виде усредненного месячного значения. Если ремонт требуется примерно раз в полгода и стоит он в среднем 1500 рублей, то ежемесячно получается 250 рублей (1500 рублей на 6 месяцев).
Если доход оценивался по списку услуг, то и расходы следует также считать по отдельным услугам. Это повысит точность расчета.
Суммируем все расходы за месяц. Если теперь вычесть из месячного дохода суммарный расход за месяц, то получится прибыль. Но это прибыль до налогообложения.
В некоторых случаях для расчета налогообложения следует определить годовые доходы и расходы.
Для расчета налогов лучше обратиться к специалисту или изучить специальную литературу, т.к. существует несколько различных вариантов уплаты налогов, которые также могут зависеть от выбора организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью). Основные варианты такие:
– стандартное налогообложение, включает в себя НДС (от его уплаты можно освободиться), единый социальный налог (при наличии наемных работников), налог на доходы физических лиц, платежи в пенсионный фонд;
– упрощенная система, включает в себя единый налог в виде 6% от дохода или 15% от разницы между доходом и расходом, платежи в пенсионный фонд;
– единый налог на вмененный доход, представляет собой фиксированную сумму, зависящую от вида деятельности и других параметров, но не зависящую от реальной прибыли, платежи в пенсионный фонд.
Начинающему предпринимателю лучше воспользоваться упрощенной системой налогообложения, т.к. по неопытности можно запутаться в налогах и декларациях обычной системы, что приведет к выставлению штрафов налоговыми органами. Лучше не пытаться минимизировать налоги с помощью выбора системы налогообложения, а пользоваться пусть даже иногда не самой выгодной, но зато помогающей избежать ошибок упрощенной системой в виде 6% налога с дохода.
Стандартное налогообложение следует применять, только если Вашим клиентам необходимо выделять НДС в оплате Ваших товаров или услуг.
Начинающему предпринимателю также следовало бы избегать единого налога на вмененный доход (не выбирать подпадающие под него виды деятельности), т.к. платить его придется в полном объеме независимо от того, успешен ли Ваш бизнес или пока приносит только убытки.
В случае, если расходы и доходы не поступают равномерно, что характерно для сельского хозяйства (весной - расходы, а осенью – доходы), то необходимо составлять помесячный расчет. Этот расчет покажет не только прибыль по каждому месяцу (доходы минус расходы), но и так называемое движение денежных средств.
Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, даже если бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку денег и принять решение о путях ее устранения: изменение плана или получение кредита.
Пример расчета движения денежных средств имеется в приложении № 2, там же описано, как он составляется.
Оформление
Бизнес план должен быть написан в расчете на человека, не знакомого с Вашим бизнесом. Бизнес план должен дать ответы на два вопроса:
– Почему этот бизнес жизнеспособен?
– Насколько он прибыльный?
Уделите особое внимание описанию бизнеса, клиентов, их потребностей. Должна быть понятна последовательность работ, необходимые на каждом этапе ресурсы и сроки выполнения. Описание конкурентоспособности и рисков покажет, что Вы хорошо изучили выбранный вид деятельности. Расчет прибыльности должен содержать обоснование планируемых показателей выручки и расходов. Должно быть понятно, почему уровень дохода не завышен, а расходы не занижены.
Бизнес-план должен состоять из следующих пунктов:
Резюме
Резюме должно читаться как отдельный документ, кратко отражающий основные положения бизнес-плана. Обычно резюме содержит отличительные особенности Вашего бизнеса.
Описание предпринимателя / организации
Необходимо указать выбранную организационно-правовую форму (индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью), причины такого выбора. Особенности предпринимателя (возраст, опыт, личные качества и пр.) и юридического лица (состав собственников, местонахождение и пр.) демонстрируют готовность вести выбранный бизнес.
Описание продукции / услуг
Наименование продукции или услуги, ее отличительные черты, потребительские качества, цены должны быть описаны так, чтобы было понятно, что продукт обдуман и полностью готов для представления потребителю.
Анализ рынка
Описываются проведенные Вами исследования рынка аналогичных товаров: основные конкуренты, преимущества и недостатки их продукции (услуг), как они могут отреагировать на появление Вашего товара (услуги). Следует заострить внимание на тех качествах Вашего товара, на которые Вы будете обращать внимание потребителя, чтобы выиграть в конкуренции. Надо описать основные группы потребителей, их привычки и предпочтения. Схема распространения товара (услуги) должна быть детальной (где продавать, как и почем).
Производственный план
Здесь могут быть описаны основные технологические решения, лицензии, патенты, особенности производства, необходимое оборудование, источники поставки основных материалов и оборудования. Необходимо учесть все производственные потребности, включая найм персонала, и расписать процесс производства в календарном плане.
Организационный план
Необходим только для организаций или при найме большого количества персонала, при сложной организации работ. Описывается ход выполнения работ, участники, организация работ, организационная структура.
Финансовый план
Описание основных финансовых данных: затраты начального периода и текущие, расчет потока денежных средств, расчет налоговых платежей, прибыли.
Для привлечения кредита в этом разделе бизнес-плана также должна быть подробно обоснована возможность его возврата в установленные сроки, а также уровень ответственности заемщика и гарантии.
Оценка рисков
Составляющая бизнес плана, в которой рассчитывается устойчивость проекта к возможным внешним экономическим изменениям (инфляция, несвоевременные выплаты потребителей), и внутренним (изменение себестоимости продукции, объема сбыта). Также определяется граница безубыточности, т.е. тот уровень продаж, при котором бизнес будет иметь нулевой доход.
Нормативная информация
В соответствующих случаях в бизнес-плане описываются подлежащие применению нормативные документы, разрешительная документация, в том числе по воздействию на окружающую среду.
Приложения
Данный раздел вводят в бизнес-план для того, чтобы разгрузить основные пункты от громоздких документов (расчетов, таблиц, графиков, нормативных актов).